Предуниверсарий (базовая школа НИУ-ВШЭ)

16.07.2024

МАОУ Гимназия №210 "Корифей" с 2010 года является  базовой школой Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (г.Москва). НИУ-ВШЭ сегодня - самый передовой (по образовательным технологиям и моделям управления) вуз России, который строит свою деятельность на основе международных научных и организационных стандартов. 
 
В гимназическую образовательную программу среднего общего образования включены направления (профили) подготовки, предлагаемые ВШЭ, - гуманитарный, социально-гуманитарный, социально-экономический. Активно используются методическая база, УМК и тестовые материалы "Вышки"; старшеклассники используют дистанционные ресурсы вуза (интернет-курсы, вебинары) и участвуют в мероприятиях, адресованных будущим абитуриентам. 

С 2015-2016 учебного года Гимназия №210 "Корифей" включилась в реализацию проекта"Предуниверсарий" для подготовки компетентных абитуриентов. Руководители и ведущие преподаватели гимназии принимают активное участие в разработке модели Предуниверсария и поиске оптимальных способов его организации на базе "Корифея". Уже в текущем году несколько лучших старшеклассников перешли на обучение по индивидуальным учебным планам.

Модель Предуниверсария (проект)

Предвузовская подготовка старшеклассников  как задача и проблема.

По общему мнению, назначение старшей школы – способствовать  самоопределению учащегося (выбору «жизненного пути» и пути дальнейшего профессионального образования) и обеспечить подготовку к профессиональному образованию в виде углубленного изучения соответствующего набора предметов. «Продуктом» старшей школы должен стать выпускник, способный получать выбранное им профессиональное образование, поступив в соответствующий вуз. Поэтому в целевое назначение старшей школы входит не только подготовка учащегося к успешной сдаче ЕГЭ, но и создание предпосылок к его дальнейшему продуктивному и успешному обучению за пределами школы (в  вузе). 

Таким образом, создание предуниверсария (ПУН) как промежуточного звена подготовки старшеклассника к дальнейшему обучению в «топовом» вузе (или реанимация и модернизация такого звена, существовавшего ранее) является актуальной практической  задачей и отвечает интересам и школы и вуза и, уж тем более, интересам родителей, тратящих значительные средства на репетиторов.

При переходе из школы в вуз должен кардинально измениться тип учения молодого человека – в сторону максимальной самостоятельности учения и его оснащенности рефлексивно-мыслительными средствами и средствами самоорганизации, планирования, контроля. Совершенно ясно, что освоение таких средств и наращивание соответствующих личных качеств не может произойти одномоментно и требует времени.

Современная старшая школа лишь на словах признает значение самостоятельного учения, а на практике не только недостаточно культивирует навыки самостоятельного учения, но чаще всего фактически затрудняет его формирование. На деле формирование самостоятельности учения в старшей школе подменяется задачей «углубленного изучения предметов» или изучения предметов «на профильном уровне», которое понимается как увеличение часов учебной нагрузки (объема предметного материала). Введение новых ФГОСов конечно же расширит  коридор возможностей в построении образовательной программы, но не изменит природу школы.

Фирменные черты современной старшей школы (хорошей школы!):  

  • гиперопека со стороны учителя («мамашкина педагогика»);

  • герметичность среды и коммуникаций;

  • репродуктивные методы обучения и отсутствие инструментального подхода к освоению знания, что ведет к информационной  перегрузке ученика.

В результате важнейшая кардинальная предпосылка перехода молодого человека к другому типу учения систематически не создается никем.

С этой точки зрения, цель предуниверсария – обеспечить переход молодого человека к другому типу учения – самостоятельному и ответственному (по крайней мере, за результаты образования).

-      ПУН ориентирован на школы России и учащихся, нацеленных на продолжение образования в топовых вузах России. Учащиеся будут осваивать программы ПУН в заочно-очной форме. Потенциально ПУН будет обладать высокой «пропускной способностью».

-      ПУН не является образовательным учреждением или структурой,  подчиненной образовательной организации (школе или вузу), конкурирующей со школой за лучших учащихся. С правовой точки зрения предуниверсарий является сетевой образовательной программой, участниками которой выступают школы, вузы, партнерские организации. НИУ ВШЭ является координатором и интегратором сетевой программы.

-      Самостоятельная работа старшеклассника организуется в ПУН по нескольким модулям. ПУН будет представлять собой сборочную модульную конструкцию, использующую возможности школ, вузов, партнерских организаций и площадок для организации проектной и исследовательской учебной работы, программ социализации. Предполагает только добровольное участие в ПУН со стороны всех субъектов, как организующих модули, так и со стороны старшеклассников.

-      ПУН предлагает набор образовательных программ, каждая из которых реализуется в виде маршрута через систему мест, последовательно попадая в которые студент ПУН получал бы опыт самостоятельной ответственной работы, выстраивая личную образовательную историю переходного периода. Каждый из школьников может выбрать программу и создать маршрут её прохождения с учетом определенных обязательных условий.   

Абрис проекта «Предуниверсарий НИУ «Высшая школа экономики».                                                    

Работа ПУН будет организована по направлениям обучения [1], ориентированным на образовательные программы бакалавриата НИУ ВШЭ. Старшеклассник, подавший заявление на прием в предуниверсарий, обязан в течение 2-х лет (10-11 классы) проделать ряд работ в рамках модели смешанного учения-обучения.

1. Освоить предметы углубленного изучения, прослушав рекомендованные он-лайн курсы профессоров НИУ ВШЭ и проделав офф-лайн учебную работу в школе, в рамках данных учебных предметов. 

2. Самостоятельно освоить отдельные учебные предметы на базовом уровне, рекомендованные для данного направления обучения, на базе собственной школы, при освобождении от обязательного посещения уроков по этим предметам, в том числе с использованием он-лайн курсов.Хочу такой сайт

3. Провести ежегодно одну исследовательскую/проектную работу на внешней по отношению к школе площадке (ВУЗ, предприятие и т.д.) под руководством компетентного руководителя (как правило – не учителя или не только учителя) и получить внешнюю оценку (экспертное отношение) работы.

4. Принять участие в ряде выездных интенсивных школ (4-6 за 2 года), организуемых для групп старшеклассников ПУН по регионально-кустовому принципу с целями:

  • инструментального оснащения самостоятельного и производительного учения при освоении учебных предметов углубленного изучения образовательной программы ПУН;

  • инструментального оснащения проектной и исследовательской работы, обмена  опытом и результатами данных работ;

  • создания нешкольной среды общения старшеклассников друг с другом с участием студентов (магистрантов, аспирантов), представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

5. Провести ежегодно одну крупную или ряд  небольших работ в рамках социальной практики (волонтерство и др.), в том числе используя возможности сети партнерских школ предуниверсария.

6. Принять участие в высоко-конкурентных  состязаниях (олимпиадах и конкурсах из Перечня Минобрнауки России), получив дополнительные возможности при поступлении в вуз.

Для реализации такой программы учащийся создает с помощью тьютора школы индивидуальный учебный план (ИУП) и маршрут (ИУМ). ИУП учащегося ПУН должен высвобождать его время и предусматривать достаточные послабления в посещении ряда школьных учебных предметов.

Для контроля и оценки прохождения программ ПУН старшеклассником создается система критериального оценивания учебной, исследовательской, проектной и социальной деятельности, которую также можно рассматривать как обеспечивающий модуль.

Кроме того необходимо выделить и функционализировать электронные ресурсы НИУ ВШЭ для задач ПУН и осуществления он-лайн курсов. Весь объем работ по обеспечению ИУП можно рассматривать как обеспечивающий модуль ПУН. Информационная система  ПУН также может рассматриваться как обеспечивающий модуль, по крайней мере, на этапе проектирования. 

Значимость и новизна проекта

Проект ПУН ВШЭ подчинен идее развития самостоятельности старшеклассника при инструментальной поддержке, тьюторской поддержке и поддержке за счет вхождения старшеклассника в новое сообщество. Развитие самостоятельности обеспечивается продвижением старшеклассника через модули, каждый из которых несет определенную функцию.

Проект имеет «надстроечный», организационно-технический характер. Программа и маршрут учащегося организованы как его движение через набор образовательных мест (площадки школы – площадки для проектов и исследований – площадки выездных школ – площадки для реализации социальных проектов и др.), в каждом из которых организована соответствующая работа. Правильно создать систему мест– задача разработки проекта.

Вместе с тем, новизна проекта состоит в создании технологии сетевой образовательной программыи использовании усилий и возможностей нескольких субъектов, с одной стороны, и реализации образовательной программы ПУН в рамках модели смешанного (очного, дистанционного, концентрированного) обучения, с другой стороны. 

Особо стоит обратить внимание, что учащихся предуниверсария НИУ «Высшая школа экономики» будетменьше, чем количество учащихся в профильных классах или формально записанных в «классы ВШЭ». При этом учащиеся ПУН будут заниматься по особой программе, и будут иметь «привилегии» относительно других учащихся. На наш взгляд такая ситуация полезна школе, так как создает дополнительный мотивационный насос для учащихся. Кроме того,  ПУН для школы выступит как ресурс действительно новых образовательных технологий, масштаб распространения которых будет расширяться в рамках школы.

Выгода для НИУ ВШЭ состоит не только в подготовке своих абитуриентов и обеспечении долгосрочной основы для лояльности школ Университетского образовательного округа ВШЭ. Реализуя проект, НИУ ВШЭ выступит лидером в создании продвинутой модели предвузовской подготовки, которая в свою очередь может стать основой национальной модели старшей школы в России, которая (модель) сегодня фактически отсутствует. 

Просмотров всего: , сегодня:

Список выпускников для предоставления скидок в НИУ ВШЭ 2024.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 15.02.2021

Дата обновления: 16.07.2024

Дата публикации: 16.07.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».