Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 210 «Корифей»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ Гимназия № 210 «Корифей»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназия № 210
«Корифей»
__________________/Бабетов А.А. /
Протокол от 26.05.2021 г. № 11
Приказ от 27.05.2021 г. №35/4-О
«Акварелька»
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
для детей 6,5 - 9 лет,
срок реализации - 1 год
Разработчик:
Канаева Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
1 кв. категория
Уровень: стартовый
г. Екатеринбург, 2021 год
1
№
1.
1.1
1.2
1.3.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
1.
2.
3.
Стр.
Содержание
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
3
Сводный учебный план
6
Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые
8
результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
10
Условия реализации программы
11
Формы аттестации
12
Оценочные материалы
13
Методические материалы
14
Материально-технические условия
14
Рабочая программа воспитания
17
Календарный план воспитательной работы
19
Приложения
Рабочая программа
20
Мониторинг развития личности обучающихся
21
Методика разработки индивидуального образовательного
23
маршрута для детей особых категорий
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый ребёнок на пути своего развития проходит через увлечение
рисованием. Рисуя, ребёнок не только развивает руку и глазомер, он
настраивает чувства на красоту, учится видеть прекрасное, совершенствует
своё восприятие мира.
Очевидно,
занимаясь
изо-деятельностью
человек
развивает
необходимые в жизни качества, такие как воображение, образное и
пространственное мышление, учится решать творческие задачи.
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения программы – стартовый.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана
программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и Организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
3
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" ;
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Устав ОО;
Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназия № 210.
Актуальность программы
Особым видом эстетической деятельности человека является
изобразительное искусство - искусство отражения действительности при
помощи художественных образов в произведениях монументального,
станкового, декоративного и прикладного характера. Человек приобщается к
этому виду искусства в раннем детстве, когда рисунок становится одним из
основных средств самовыражения ребенка. И уже на этом этапе возникает
необходимость контакта ребенка с педагогом, а основной педагогической
задачей не просто научить рисовать, а увлечь ребенка, развить его творческую
активность, помочь становлению гармоничной личности.
Работая над композициями, подбирая нужные цветовые сочетания,
создавая задуманный художественный образ, дети получают удовлетворение,
у них возникают положительные эмоции, развивается воображение.
Предлагаемая
дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Акварелька» ставит своей задачей привлечь
к занятиям художественным творчеством детей 6,5- 9 лет.
Новизна программы и ее отличительная особенность
Программа
является
составительской
и
основывается
на
образовательных программах по изобразительному искусству Лыковой И. А.,
Шестаковой А. В.
Процессы рисования, лепки, занятия аппликацией положительно
влияют на центральную нервную систему детей, оказывая психокорректирующее воздействие на ребенка. Они тесно связаны со зрительными,
двигательными,
мускульно-осязательными
анализаторами,
с
кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев,
механизмом
зрительно-двигательной
координации.
Художественное
творчество играет важную роль в психическом развитии ребенка. Оно тесно с
развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также
выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, обобщения. В процессе
рисования, лепки ребенок представляет результаты своей работы, учится
оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы. Обогащается словарный
запас. При изображении с натуры у детей развивается внимание, а при
рисовании по представлению - память. Занятия художественным творчеством
способствуют
развитию
зрительно-двигательной
координации,
совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
4
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся
через формирование у них первоначальных навыков художественной
деятельности:
рисования,
лепки,
аппликации,
художественного
конструирования.
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами художественного
творчества):
знакомство с основами рисунка, техническим приемам работы
различными графическими материалами;
с особенностями живописи, формирование навыков работы
красками;
с особенностями декоративного рисования;
со скульптурой (обучение методам и приемам лепки);
с приемами выполнения аппликации из бумаги;
с конструированием из бумаги и природных материалов.
познакомить:
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми обще учебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и
навыков (планировать свою деятельность; содержать в порядке свое рабочее
место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребенка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование у детей интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных
стран и народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия,
целеустремленности;
воспитание аккуратности.
5
Основными темами учебного курса являются:
1.
Живопись
2.
Графика
3.
Рельефная лепка
4.
Объемная лепка
5.
Конструирование из природных материалов
6.
Рисование с элементами аппликации, аппликация
7.
Декоративное рисование
Содержание разделов «Живопись», «Графика», «Декоративное
рисование» знакомит детей с приемами выполнения изображения красками и
графическими материалами, композицией рисунка, основами цветоведения,
правилами составления узора, росписи.
Содержание разделов «Объемная лепка», «Рельефная лепка»
направлено на изучение детьми способов выполнения круглой скульптуры и
рельефа.
Содержание раздела «рисование с элементами аппликации, аппликация»
знакомит детей с приемами выполнения коллажа и использованием его
элементов в графических и живописных работах.
Содержание раздела «Конструирование» направлено на приобретение
детьми навыков создания объемных композиций из природных материалов.
Основной формой организации процесса обучения является
комбинированное игровое занятие, что соответствует психолого-физическим
особенностям возраста детей, на которых рассчитана предлагаемая
1.2 СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название раздела\блока тем
Рисование
Лепка
Конструирование из
природных материалов
Итоговый контроль
ИТОГО:
Количество
часов по годам
обучения
40
18
6
2
66
Всего
40
18
6
2
66
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
В процессе занятий у обучающихся формируется:
- желание учиться чему-то новому;
- способность почувствовать «ситуацию успеха»;
- чувство патриотизма, гуманистическая ценностная ориентация;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- чувство доброжелательности, отзывчивости, понимание чувств
6
других;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
Метапредметные
осваиваются следующие способы деятельности:
- умение оценивать правильности выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение организовывать свое рабочее место;
Предметные приобретаются теоретические знания и практические
навыки:
- представление об основных цветах и их оттенках;
- названия художественных материалов и принадлежностей для
рисования, лепки, аппликации;
- основные приемы и последовательность выполнения рисунка
карандашом и кистью, фломастером, восковыми мелками, углем, пастелью;
- последовательность выполнения работы в смешанной технике;
- умение изображать в рисунке предметы различной формы, правильно
располагать их части, соотносить по величине;
- умение подбирать гармоничные сочетания цветов и оттенков для
создания выразительного образа;
- представление о нетрадиционных техниках в рисовании: монотипии,
кляксографии;
- умение сочетать в конструировании различные природные
материалы;
- владение основными методами лепки круглой и рельефной
скульптуры;
- умение создавать работы в технике аппликативной мозаики и
обрывной аппликации;
- умение придумывать несложные узоры для украшения предметов
быта;
- обогащение словарного запаса.
7
№
п/п
1
1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование темы
Количество часов
Рисование
1.1 Вводное занятие
Формы; методы
контроля
всего
практика
теория
40
34
6
1
-
1
беседа
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
1.2 Живопись
15
14
1
1.3 Графика
7
6
1
1.4 Декоративное рисование
10
9
1
Рисование с элементами
аппликации, аппликация
7
6
1
Лепка
18
16
2
2.1 Объёмная лепка
9
8
1
2.2 Рельефная лепка
9
8
1
3
Конструирование из
природных материалов
6
5
1
4
Итоговый контроль
2
2
-
Итого
66
56
10
1.5
2
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
мини-выставка
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Рисование
Тема 1.1 Вводное занятие
Знакомство. Правила поведения на занятии, в учебном кабинете и в
ДДТ. Инструктаж по ТБ и ПБ. Экскурсия по зданию. Кто такой художник. Что
художник изображает на картинах. Чем рисует художник.
Тема 1.2 Живопись
Приобретение навыков работы кистью красками. Освоение
элементарных приёмов изображения в живописи:
линейного,
мазками,
пятном, примакиванием, заливкой в границах контура. Понятие цвета.
Получение оттенков цвета путем смешивания красок. Создание с натуры и по
представлению художественных образов, простых сюжетов, передавая
основные признаки изображаемых объектов: их структуру, цвет, форму через
обрисовывающий жест.
Практика. Темы композиций: «Кисточка танцует», «Осенние деревья»,
«Зима», «Бабочка», «Озорные котята», «Снеговик».
Тема 1.3 Графика
Знакомство с приёмами рисования карандашом (фломастером).
Формирование умений:
- использовать ритм штрихов для изображения окружающей
действительности (идёт дождь, падают листья и т. д.);
- проводить прямые, волнистые, изогнутые линии в различных
направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно, замыкать линии,
образуя предметы округлой, треугольной, прямоугольной формы.
Развитие чувства композиции при расположении рисунка на листе
бумаги.
Практика. Темы композиций: «Лучики у солнышка», «Барашек»,
«Веселые цыплята».
Тема 1.4. Декоративное рисование
Изображение элементов узора. Составление узора в полосе,
прямоугольнике, круге. Подбор гармоничных цветовых. Знакомство с
дымковской игрушкой.
Практика. Темы композиций: «Узоры для коврика», «Эскиз росписи
дымковской игрушки», «Роспись тарелочки».
Тема 1.5. Рисование с элементами аппликации, аппликация
Интеграция видов изобразительной деятельности. Сочетание элементов
аппликации с приёмами графического или живописного изображения.
Практика. Темы композиций: «Космос», «Корабли», «На полянке».
9
Раздел 2. Лепка
Тема 2.1 Объёмная лепка
Знакомство со свойствами пластических материалов и возможностями
своего воздействия на них (мять, отрывать кусочки, соединять их, сжимать,
делать углубления, насечки и т.п.). Создание объемных композиций из
простейших форм, получаемых путем раскатывания пластилина,
(цилиндрической, шарообразной, конической) и их сочетаний.
Практика. Темы композиций: «Червячок», «Мышонок», «Грибы»,
«Кошечка», «Снеговик», «Зайчонок».
Тема 2.2 Рельефная лепка
Создание рельефных картин путем прикладывания к фону и
сплющивания объемных элементов. Украшение композиций узорами методом
процарапывания при помощи стека или палочки.
Практика. Темы композиций: «Бабочка», «Цветы», «Рыбка».
Раздел 3 Конструирование из природных материалов
Формирование умения создавать несложные объемные композиции из
природных материалов.
Практика. Темы композиций: «Сова», «Ёжик», «Цветы», «Крокодил».
Раздел 4. Итоговый контроль
аттестация.
Практика: Мини-выставка.
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее —
каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
10
Начало учебного года
- 01.09.2021 г.
Окончание учебного года– 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года – 33 недели.
Продолжительность учебного года -33 недели
Сроки и продолжительность 1
четверти
Сроки и продолжительность осенних
каникул
Сроки и продолжительность 2
четверти
Сроки и продолжительность зимних
каникул
Сроки и
четверти
продолжительность
с 01.09.2021г. по 31.10.2021 г.
(количество учебных недель - 8)
с 01.11.2021 г. по 07.11.2021 г.
(7 календарных дней)
с 08.11.2021 г. по 31.12.2021 г.
(количество учебных недель - 8)
с 01.01.2022 г. по 09.01.2022 г.
(9 календарных дней)
3 с 10.01.2022 г. по 20.03.2022 г.
(количество учебных недель - 9)
Сроки
и
продолжительность
дополнительных каникул
Сроки
и
продолжительность
весенних каникул
Сроки и продолжительность 4
четверти
с 7.02.2022 г. по 13.02.2022 г.
(7 дней)
с 7.02.2022 г. по 13.02.2022 г.
(7 календарных дней)
с 28.03.2022 г. по 31.05.2022 г.
(количество учебных недель - 8)
Сроки и продолжительность летних
каникул
Сроки промежуточной аттестации
1 полугодие
2 полугодие
с 01.06.2021 г. по 31.08.2021 г.
(92 календарных дня)
с 14.12.2020 г. по 26.12.2020 г.
с 15.05.2021 г. по 25.05. 2021 г.
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным директором.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на детей 6,5 – 9 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы стартовый. Программа предполагает
минимальную сложность предлагаемого для освоения материала.
Программа содержит теоретический и практический материал в виде
тем для бесед и заданий, обеспечивающих развитие необходимых предметных
11
действий
обучающихся,
направленных
на
овладение
основами
художественной культуры. При объяснении нового материала и выполнении
практических заданий используются игровые моменты. При организации
процесса обучения необходимо максимально сконцентрироваться на развитии
мелкой моторики обучающегося, что в дальнейшем станет основой успешного
освоения предметов в школе. Программа способствует формированию у детей
целостного представления о содержательном единстве различных видов
искусства, развитию эстетической и художественной деятельности.
Наполняемость группы - 6 - 8 человек.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных,
индивидуально-психологических и физических особенностей обучающихся.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
- принцип
психологической
комфортности
(создается
образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса);
- принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего
обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом
подбор практических заданий ведется с учетом природных задатков,
интересов, потребностей, индивидуальных особенностей детей и
экономических возможностей семей);
- принцип вариативности (у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи
между всеми годами обучения);
- принцип творчества (процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Режим работы в соответствии с требованиями СанПиН на всех этапах
обучения следующий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Общий объем часов в год - 66.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
12
Формы и методы контроля
Виды контроля, сроки
Содержание
Формы/ методы
контроля
Текущий (в течение
всего учебного года)
Выявление ошибок и
успехов в освоении
материала
наблюдение,
беседа, просмотр
работ
Итоговый
(аттестация):
конец 1-го полугодия
конец 2-го полугодия
конец
всего
обучения
отслеживание
динамики, Мини-выставка
прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения
определение
уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по
курса окончании курса обучения
каждого года)
определение
уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по
окончании
всего
курса
обучения по программе
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации через механизм мини-выставок, наблюдения. Сроки
проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия и
предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательного учреждения и фиксируются в его
общем учебном плане.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные
материалы
необходимы
для
установления
соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька» по
итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются
13
следующие формы определения результативности освоения программы:
наблюдение, беседа, просмотр работ, мини-выставка.
Критерии оценки результативности освоения программы:
- степень владения основами визуального изображения, техническими
приёмами работы художественными материалами;
- проявление творческой индивидуальности в работе.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и
их выполнение в поведении);
- познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
- регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);
- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения.
14
2.5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Общая характеристика педагогического процесса
Основной формой организации процесса обучения является
комбинированное игровое занятие, что соответствует психолого-физическим
особенностям возраста детей, на которых рассчитана предлагаемая
программа.
Обеспечение методическими видами продукции
Учебные пособия
1. Лыкова И.А. Натюрморт круглый год. Аппликация из бумаги - М., 2008
2. Лыкова И.А. Из чего же, из чего же? Всё из бумаги, всё из пластилина - М.,
2006
Методические материалы
1. Задания для самостоятельного выполнения
2. Электронные презентации по темам курса
3. Методические разработки педагога по темам программы
Дидактические материалы
1. Альбомы с репродукциями картин
2. Работы учащихся из фондов.
3 Таблица «Цветовой круг»
2.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Помещение
освещением.
для
№ Оборудование
1.
Доска
обучения:
учебный
кабинет
с
достаточным
Количество /шт.
1
15
2. Столы и стулья для учащихся
На каждого обучающегося в
группе
1. Оборудование для индивидуальной работы:
1) ножницы;
2) кисти;
3) накладки на стол;
4) емкости для воды;
2. Демонстрационный материал:
1) Репродукции художников;
2) Натюрморт «Астра в вазе»;
3) «Лиственные деверья»;
4) «Хвойные деревья»;
5) «Птицы»;
6) «Животные»;
7) «Транспорт»;
8) «Дома и строения»;
9) «Храмы России»;
10) Времена года (Осень, Весна, Лето, Зима)
11) «Животные Африки»
12) Человек в движении; Сказочные герои;
13) Натюрморт «Астры в вазе»
14) Пейзаж «Мой Екатеринбург»
15) Зимний пейзаж. Сугробы. Деревня.
16) Линя горизонта.
17) Силуэт. «Замок доброго и злого волшебника»
3. Таблицы:
1) Смешение цветов;
2) Виды и жанры искусства;
3) Оригами;
4. Элементы росписи;
4) «Хохлома»;
5) «Белорусская выцинка»
6) «Городецкая роспись»
7) «Лубочные картинки»
8) «Дымковская роспись». Лоскутное одеяло
9) «Мезенская роспись»
5. Шаблоны:
1) Кошка
2) Собака
3) Гусеница
4) Восточный город
5) Валенки
16
6. Расходные материалы:
1) Краски акварельные;
2) Краски «Гуашь»;
3) Цветная бумага для творчества;
4) Цветной картон для творчества;
5) Бумага для рисования;
6) Пластилин;
7) Клей ПВА;
8) Природный материал.
Список литературы для педагогов
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. – 176 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.:
Просвещение, 1982. – 191 с.
4. Барщ А М. Рисунок в средней художественной школе. -М.:Академия
художеств, 2013. -284с.
5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –
М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
6. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш.
Учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2000. -256 с.
7. Дранков В.Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. –
Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1991. – 77 с.
8. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие
для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение,
1988. – 272 с.: ил.
9. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа.
Некоторые размышления о профессии. - М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
10. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 1980 – 239 с.
11. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на
занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. интов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.:
Академия, 2003. – 368 с.
Список литературы для обучающихся
1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. – 200
с.
2. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. – 126 с.
17
3. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. – 156
с.
4. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель,
2001. -140с.
5. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. – 86 с. 6. Гусакова
М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. – 204 с.
7. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН,
2002. – 164 с.
8. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. – 116 с.
9. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
– 280 с.
10. Жданова Н.С. Перспектива.- М.: ВЛАДОС, 2004. – 244 с.
11. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20012002. - 420 с.
12. Катханова Ю.Ф. Дизайн для младших школьников. – М.: Просвещение,
1994. -142 с.
Интернет-ресурсы:
1. Галерея визуального искусства http://www.artni.ru/
2. Изобразительное искусство в школе ttp://www.art- in-schooi.narod.ru/
3. Искусство в школе http://art-in-schooi.narod.ru/
4. Институт художественного образования http://www.art-education.ru/
5. Каталог Музеи России http://www.museum.ru/
6. Культура и искусство Древнего Египта http://www.kemet.ru/
7. Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
8. НИИ художественного образования РАО http://art-education.ioso.ru/
9. Русская культура http://www.russianculture.ru/
10.Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
11.Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
12.Электронный каталог учебных изданий http://www.ndce.ru/
13.Электронный научный журнал «Педагогика и искусства»
http://www.arteducation.ru/AE- magazine/for-authors.htm
2.7 Рабочая программа воспитания.
Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности,
личность человека может полностью сформироваться и раскрыться лишь при
помощи искусства. Таким образом, с одной стороны искусство служит
средством познания окружающего мира, а с другой – средством воспитания.
Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к
процессу обучения. Она должна составлять с ним органичное единство. Надо
стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим.
Эстетическое мировоззрение формирует сущность нравственности
человека, расширяет горизонты его познания об окружающем мире,
18
человечестве и природе. Разнообразные творческие увлечения детей влияют
на развитие их мыслей, силы воли, фантазии, целеустремленности и
сдержанности.
Визуальный эстетический вкус развивается у человека в течение всей
жизни, но немало важно, в момент становления личности. В младшем же
школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коем случае
не означает, что эстетические направленности не следует выявлять и развивать
в младшем дошкольном возрасте. Напротив, эстетические знания в детском
возрасте послужат фундаментом для будущего вкуса человека. Школьнику в
детстве выпадает периодическое знакомство с проявлением искусства.
Учителю не составляет труда объяснять учащимся значения эстетических
качеств явлений окружающего мира и искусства. Итого, поэтапно у
обучающегося формируются представления, характеризующие собственные
интересы и предпочтения.
Развитие эстетических интересов у учащихся, как части их
мировосприятия, долгий и нелегкий путь. В процессе развития человеческие
связи и ценности переплетаются. По другим понятиям, под влиянием друзей,
родителей, попутных жизни переживаний, произведений искусства,
представления могут изменять стоические понятия.
На пути детей имеет воспитательное влияние все: быт помещения ,
аккуратность наряда, формат собственных межличностных отношений и
общения с людьми, условия труда и организация собственного свободного
времени, хобби - все это либо увлекает ребенка, либо настораживает и не
привлекает, а даже порой вызывает отвращение. Цель не в том, чтобы педагогу
придумать для обучающегося убранство помещений вокруг, в которых он
обучается, живет, развлекается, трудится, а в том, чтобы заинтересовать
ребенка вести незаурядную активность по воплощению и бережливому
отношению к прекрасному.
Любой вид искусства и искусство в целом показан любой личности.
Можно говорить о том, что человек может воспринять и попробовать
познакомиться с любым видом искусства. Педагогический опыт показывает,
что нельзя останавливаться на достигнутом воспитывая и развивая свой
внутренний мир и личность. Обобщения различных творческих направлений
может обеспечить достойное эстетическое воспитание. Это не значит, что
человек должен полюбить все виды искусства одинаково, каждый поймёт, что
ему ближе в ходе знакомства с творчеством.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет
знание самих художественных произведений, элементы искусствоведения,
теории изобразительной деятельности, ознакомление с навыками
практического изображения, изобразительной грамотности и творческого
самовыражения.
«Изобразительное искусство» - является предметом художественного
цикла в школе. Он знакомит учащихся с живописью, графикой, скульптурой,
архитектурой и декоративным искусством. Пять из них занимают особое
место среди существующих искусств. Произведения декоративного,
19
архитектурного искусства, ощущаемы, они создают эстетическую среду,
сопутствующую человеку на работе, дома, на улице. Влияя с особой
важностью на эстетическое воспитание человека.
Изобразительное искусство помогает детям в развитие психических
свойств, умение творчески и с особенным подходом решать жизненные
задачи.
Изобразительное искусство учит видеть, исследовать, наблюдать,
анализировать и классово разбирать эстетические явления настоящего. Они
делают человека художником, формирую эстетическое чувство, умение
любоваться красотой реальной действительности.
Программа
диктует
следующие
требования
преподавания
изобразительного искусства: формирование практических навыков
художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие
зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры,
пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и
комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих
задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического
отношения к действительности и искусству; умения практически применять
художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной
деятельности.
Главная задача изобразительного искусства в школе – это духовное
обогащение ребенка.
2.8 Календарный план воспитательной работы.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1.
«Здравствуй, школа». (Выставка сентябрь Канаева И.В.
рисунков на тему: «Моя школа, мой
класс, мой кружок, студия…)
2.
«Бабушка и дедушка, я тебя люблю» октябрь
(Рисунки для моих бабушек и
дедушек)
Канаева И.В.
3.
Районный конкурс детских рисунков, ноябрь
посвященный Дню матери «Мамы
разные нужны, мамы разные важны»
Канаева И.В.
4.
Выставка рисунков, посвященная декабрь
празднику «Новому год»
Канаева И.В.
20
5.
Беседа об искусстве «Путешествие в февраль
мир красок»
Канаева И.В.
6.
Конкурс рисунков «Пусть всегда февраль
будет мир на планете»
Канаева И.В.
7.
Выставка
рисунков
Международному женскому дню
Канаева И.В.
8.
Итоговая
выставка
работ май
обучающихся
по
программе
Акварелька
к март
Канаева И.В.
Приложение 1
Рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе
общеобразовательной общеразвивающей программы
направленности «Акварелька»
дополнительной
художественной
Программа рассчитана на один год обучения.
Имеет следующую структуру:
1. Пояснительная записка;
2. Планируемые результаты освоения программы;
3. Календарный учебный график.
Рабочая программа представлена отдельным файлом.
21
ПРИЛОЖЕНИЯ
Мониторинг развития личности обучающихся
Параметры
Критерии
Приложение 2.
Степень выраженности качества
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения;
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения,
- Выраженность однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему
интереса к
способов действия;
занятиям;
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет.
- Самооценка
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала;
деятельности на
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения
занятиях;
Мотиваизвестных
ему способов действий;
- Ориентация на
ция
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает.
общепринятые
моральные
нормы и их
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить
выполнение в
дополнительную информацию;
поведении;
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных
способов действия;
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает;
Баллы
1
2
3
22
Уровень
развития
Познавапознавательной
тельная
активности,
сфера
самостоятельности
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется
постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется.
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в
дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий.
Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей,
стимулирующая и организующая помощь малоэффективна;
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и
контролировать их.
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат,
- Произвольность
однако в процессе деятельности может отвлекаться, трудности преодолевает только при поддержке
деятельности;
Регуляпедагога;
тивная
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в
- Уровень
сфера
процессе решения
развития
задач, почти не допуская ошибок.
контроля;
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и
условий задачи,
и вносит коррективы.
КоммуниСпособность к
кативная
сотрудничеству
сфера
1
2
3
1
2
3
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера.
1
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии;коллективное
решение учебных задач).
2
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на
партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и
распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь.
3
23
Приложение 3.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОСОБЫХ
КАТЕГОРИЙ В СТУДИИ «АКВАРЕЛЬКА»
Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальный
учебный план, рассчитанный на конкретного обучающегося и преследующий
конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки;
это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его
способностей по индивидуальному плану (маршруту).
При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные
особенности обучающегося. А именно:
•
•
•
•
образовательная база (знания, которыми он владеет);
его психическое и физическое состояние;
личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в
команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность,
мотивированность и т.д.)
возраст;
социальный аспект (пожелания родителей).
Учитывая особенности обучающегося, составляется индивидуальный план
обучения для детей особых категорий.
•
Критерии отбора одаренных и мотивированных детей
при реализации индивидуального образовательного маршрута
1. Инструментальный аспект
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях
поиска решения в заданной ситуации;
- более глубокое овладение предметом;
- новое видение ситуации и появление неожиданных на первый взгляд идей и
решений (новаторство);
- своеобразный индивидуальный стиль деятельности;
2. Мотивационный аспект
- повышенный интерес к изучаемому виду деятельности и переживание
чувства удовольствия при ее выполнении;
- повышенная познавательная потребность
(любознательность,
инициативность, стремление выйти за пределы исходных требований);
- ярко выраженный интерес к выбранному виду деятельности, высокая
увлеченность;
24
-
упорство, настойчивость и трудолюбие;
неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность
ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление
к совершенству; самокритичность.
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута для
детей особых категорий
Название этапа
Содержание деятельности
Роль педагога
Диагностика
Дает обобщенную
характеристику
обучающегося на
основе критериев
Роль обучающегося
«Что я могу»:
проводит
самодиагностику
осмысливает свои
возможности
Роль родителя
Беседует с педагогом,
помогает составить
полную картину
способностей,
увлечений,
потребностей ребенка
Проектирование
Определение целей и
задач
Определение времени
«Что я должен знать и
уметь»: осмысливает и
формулирует свои
потребности и интересы
на основе того, что он
умеет делать
Согласовывают срок действия маршрута в соответствии с
поставленными целями и задачами
Определение роли Согласовывают необходимость и степень участия родителей в
родителей в
реализации маршрута (возможность и необходимость участия в
реализации маршрута совместной творческой деятельности, решения организационных
вопросов)
Определение
содержания, форм
работы, этапов
практической
деятельности и
оценивания
результатов
Разрабатывает
учебно-тематический
план
«Как я буду идти к
поставленной цели»
проектирует свою
будущую деятельность
Осуществляет выбор
технологий и методов
определяет способы
работы
деятельности и
самооценки на каждом
25
этапе реализации
Определение
Осуществляет поиск
необходимости
партнеров, заключает
интеграции с другими договоры
специалистами
Реализация
Наблюдает
оказывает
необходимую
помощь
Оказывают финансовую
поддержку (при
необходимости)
Осуществляет
практическую
деятельность
получает углубленную
информацию
корректирует формы
осваивает более
работы
продвинутые технологии
и/или какую-либо новую
деятельность,
необходимую для более
полной реализации
поставленной цели в
рамках интеграции с
другими специалистами
Предъявление
результата
Наблюдает
Организует
поддержку
Предъявляет результат
своего творчества
Может присутствовать
при предъявлении
результатов
Оценка результатов Осуществляет оценку «Чему я научился и что
и корректировку
мне надо доработать?»
полученных
Осуществляет
результатов
самооценку, самоанализ.
26
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)