Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 210 «Корифей»
Принято:
Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023г.
№1
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназия № 210 «Корифей»
_____________А.А. Бабетов
Приказ от 01.09.2023 № 57/3-О
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«История Урала»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Уровень освоения программы стартовый
срок реализации 3 года
Составитель программы
Педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории
Ершова Екатерина Владимировна
Екатеринбург, 2023
№
1.
1.1
1.2
1.3.
Содержание
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Сводный учебный план
Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые
результаты
Стр.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Материально-технические условия
Список литературы
Приложения
Аннотация программы
Рабочая программа воспитания
Календарно учебный график
Мониторинг развития личности обучающихся
19
19
21
22
23
24
24
26
1.
2
3.
4.
2
8
9
28
29
33
34
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – туристско-краеведческий.
Уровень освоения программы – стартовый.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана
программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
№ 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и Организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14
(утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014 № 41);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196" ;
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Устав ОО;
Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназия № 210
“Корифей”.
Актуальность программы
Воспитание всегда было одной из важнейших функций общества. Без
воспитания,
без
передачи
общественно–исторического
опыта,
без
привлечения молодёжи в социальные и производственные отношения,
сохранения и обогащения культуры невозможно ни развитие человечества,
ни даже его существование.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
первостепенной задачей
обучающихся, является
современной образовательной системы. Оно
представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В законе об образовании Российской Федерации сказано, что «воспитание —
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных
духовно нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года», утверждённой распоряжением правительства РФ от25 мая 2015
года №996-р, вопросы воспитания уже значатся как общенациональный
приоритет.
В «Стратегии развития» приоритетной задачей в сфере воспитания детей
является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
В документе говорится о необходимости формировать стабильную систему
нравственных
и
противостоять
идеологии
коррупции,
смысловых
установок
экстремизма,
дискриминации
по
личности,
«позволяющих
национализма,
социальным,
ксенофобии,
религиозным,
расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов».Воспитание патриота, гражданина со сформированным чувством
гордости за свою Родину, готовности защищать её интересы и нести
ответственность за её будущее. Запросы общества и государства нашли своё
отражениев Федеральных государственных образовательных стандартах
(ФГОС).
Стандарт
определяет
целевые
ориентиры
развития
обучающихся,
представляющие собой соответствующие возрастным нормам ключевые
характеристики обучающегося, освоившего образовательную программу, на
формирование
которых
ориентирована
учебная
и
воспитательная
деятельность. В ФГОС воспитательная работа прописана как составная часть
всего образовательного процесса. «Духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды
деятельности
обучающихся:
урочную,
внеурочную,
внешкольную
и
общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность
программ духовно-нравственного воспитания»,— говорится в «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная,
но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Одним из компонентов образовательной и воспитательной системах
школьного образования является дополнительное образование.
Программа изучения родного края ведёт реальную патриотическую,
историко-культурную, нравственную и другую воспитательную
деятельность.
Роль и значение подобных программ возрастает в связи с необходимостью
реализации государственной и региональной программы по патриотическому
воспитанию молодёжи.
Новизна программы и ее отличительная особенность.
Программа носит воспитательно – развивающий характер.
Воспитательные цели неразрывно связаны в программе с
образовательными целями и целями развития обучающихся.
Любить можно только то, что хорошо знаешь, и любовь к своей стране
начинается с любви к своему краю. Поэтому необходимо как можно раньше
приобщать детей к культуре и истории своего города и края, а посредством
этого и к культуре и истории всей страны.
Узнавая о богатствах Урала, о его древней истории, о выдающихся людях
живших и ныне живущих на Урале, ребёнок начинает испытывать гордость
за свою Родину, начинает её любить.
Программа компилятивная и создана на основе авторской программы М.П.
Никулиной « История Урала»
История Урала преподаётся как часть истории России и Мировой истории.
Программа отражает потребности взросления ребёнка и его вхождения в
современную культуру.
Цели программы
- Создать условия для понимания детьми истории, как непрерывного,
«живого» процесса, который продолжает твориться на наших глазах и при
нашем участии.
- Пробудить в зрителях желание изучать историю своего края, своей
страны, гордиться своей родиной.
- Воспитывать подлинных патриотов своей страны.
Задачи:
Обучающие
1. Знакомство обучающихся с географией, геологией, культурой и
богатствами своего края
2. Знакомство с основными историческими событиями, фактами,
датами и историческими персонами
3. Изучение мифов, традиций и обычаев народов Урала
Развивающие
1. Формирование
у
ребят
исследовательских
навыков,
научного
мышления;
2. Создать условия для овладения ребёнком умения излагать,
интерпретировать полученную информацию
3. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
4. Развитие умения изучать и собирать краеведческий материал,
анализировать и выделять главное;
5. Развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать
результаты своей работы;
6. Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
Воспитательные
1. Формирование у детей интереса к изучению истории своего
2.
3.
4.
5.
6.
7.
края;
Формирование уважительного отношения к культуре и
религии разных народов Урала;
Учить уважительному и доброжелательному отношению к
однокласснику, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания
Способствовать формированию гордости за родной край,
любви к своей малой Родине.
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия,
целеустремленности;
Способствовать
формированию
эстетического
и
экологического сознания.
Основными разделами учебного курса являются:
1. Уральская древность
2. Дороги на камень
3. Опорный край Державы
Содержание курса знакомит детей с историей родного края с
момента заселения древним человеком Урала до конца XIX в. и
разбито на три раздела, что соответствует трём годам изучения
курса.
Основной формой организации процесса обучения является
комбинированное занятие, включающее игровую, экспериментальную части,
что соответствует психолого-физическим особенностям возраста детей, на
которых рассчитана программа.
1.2 СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела\блока тем
Уральская древность
Дороги на камень
Опорный край Державы
Итоговый контроль
ИТОГО:
Количество часов по годам
обучения
33
33
33
Всего
33
33
33
1
1
34
102
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
1) Патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России
2) Пробуждение подлинного и устойчивого интереса к истории и
культуре Урала.
3) Опыт научно-исследовательской работы, усвоение традиционных,
гуманистических ценностей народов Урала, в частности, и российского
народа в целом.
4) Опыт в реализации социально-значимых проектов, проводимых в
учебном учреждении, районе, городе.
Метапредметные
Учащийся сможет с помощью учителя:
1) Принимать и ставить цели
2) Планировать шаги их достижения
3) Оценивать результаты и продукты своей деятельности
Учащийся сможет самостоятельно:
1) Использовать навыки самоконтроля
2) Организовывать свое рабочее место
3) Учащийся сможет излагать полученную информацию и
интерпретировать её
4) Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений
и объяснять их сходство
5) Участвовать во взаимодействии в группе
6) Корректно отстаивать свою точку зрения
7) Выслушивать чужие мнения и уважительно на них реагировать
Предметные
1) Обучающийся приобретёт теоретические знания и практические
навыки:
2) Представление об истории Урала, как части истории России и Мировой
истории
3) Знания традициях, мифах, обычаях, жизненном укладе народов Урала
4) Знания об основных богатствах родного края, способах их добычи и
обработки
5) Получит представление об освоении Урала русскими, о взаимном
влиянии и взаимопроникновении культур коренных народов Урала и
русского народа
6) Знания о выдающихся людях родного края
7) Навык изготовления макетов
8) Навык научного исследования
9) Обогатит словарный запас
1.3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Уральская древность 2 класс
№ Название раздела
Кол-во
часов
Древние письменные свидетельства об Урале.
Сведения мифологические. Работа археологов.
Каменные орудия труда. Добытчики и
обработчики камня.
4
3
Великие открытия каменного века . Лук и
стрелы.
4
4
Ткачество и керамика
4
5
Представления об устройстве мира.
3
6
Начало уральской металлургии. Медь, медный
век.
Бронзовый век. Аркаим.
4
1
2
7
4
4
Количество
часов в год
33 часов
8
Земледелие. Скотоводство.
3
9
Железный век
3
Дороги на камень 3 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Количество
часов в год
1.
Письменные сведения об Урале (арабские
купцы, новгородцы; XI-XIV вв.)
Продвижение русских на Урал.
3
33 часов
3.
Коренное население Урала. Ханты, манси,
коми.
3
4.
Образ жизни коренных народов. Верования,
традиции, обряды.
Соль. Строгановы. Первый промышленный
район.
4
6.
Поход Ермака, присоединение Сибири.
4
7.
8.
Русские люди на Урале.
Начало освоения Урала. Бабиновская дорога.
Город Верхотурье.
3
4
9.
Рудознатцы. Дмитрий Тумашов (железная руда,
слюда, изумруды, драгоценные и цветные
камни…)
6
2.
5.
3
3
Опорный край Державы
№
1.
Тема
Кол-во часов Количество
часов в год
Начало промышленного освоения Урала. 3
33 часов
2.
Демидовы. Никита Демидов. Акинфий
Никитич.
5
3.
Строительство Екатеринбурга. Татищев,
де Геннин
Открытие золота. Рудное золото.
5
4.
3
Песчаное золото.
5.
Легенды и были о золоте.
2
6.
Золото Сибири.
1
7.
Золотой век Екатеринбурга.
3
8.
Изумруды. Малахит
1
9.
Как было устроено горное царство
1
10. Отмена крепостного права. Положение
уральских заводов
11. Образование. Наука. Д.Н. МаминСибиряк
1
Строительство железных дорог на
Урале.
1
12
1
13. Асбест. Каменный уголь
2
14. Горщики. Хитники
2
15. Уральская промышленность в конце XIX 2
века.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1 Уральская древность
Тема1.1. Древние письменные свидетельства об Урале. Сведения
мифологические. Работа археологов.
Горный хребет. Уральские горы. Камень. Демонстрация разных свойств
камня: цвет, твёрдость, форма, вид. Эксперимент: камень, который плавает,
пишет, горит, растворяется в воде. Камень – руда. Драгоценные и
поделочные камни
Кто такие археологи? Как они работают. Бесценные находки археологов.
Древние письменные свидетельства об Урале. Геродот V в. до н.э.
Клавдий Птолемей I в.н.э.
Мифологические сведения об Урале
Хантыйские и мансийские мифы о сотворении Мира: откуда взялась Земля,
люди, звери
Тема1.2. Каменные орудия труда. Добытчики и обработчики камня.
Охота на мамонта, её организация. Использование орудий и камня. Жилище
и одежда древних людей. Эксперимент: изготовление орудий охоты
Тема1.3. Великие открытия каменного века . Лук и стрелы.
Изменился климат, изменились растительный и животный мир. Человеку
тоже пришлось приспосабливаться, меняться. Изобретение лик и стрел,
плота, лодки, лыжи, силков, капканов. Новые орудия труда, новые способы
обработки камня.
Тема1.4. Ткачество и керамика
Ткачество. Трава – волокно – нить – ткань. Веретено. Пряслице.
Эксперимент: изготовление волокна и примитивных нитей. Ткацкий стак.
Ткачество в мифах и сказках (Пенелопа, Спящая красавица, Дикие лебеди)
Гончарное искусство. Глина, свойства глины, виды, цвет, рисунки на
керамике. Эксперимент: лепка из глины.
Тема1.5. Представления об устройстве мира.
Мифы Греции, Шумера, Урала. Уральские писаницы, трёхчастный мир, гора,
Древо Жизни.
Тема1.6. Начало уральской металлургии. Медь, медный век.
Медь, медный век, первые печи. Эксперимент: свойства меди. Обработка
меди.
Тема1.7. Бронзовый век. Аркаим.
Бронза, бронзовое оружие, орудия труда, бронзовый век. Эксперимент:
сравнение свойств меди и бронзы.
Гомер (герои бронзового века, оружие, сражение, победы)
Печи, производственный процесс. Коллекция уральской бронзы. Копья,
топоры, тёсла, топоры – кельты, стамески, ножи – скобеди, иглы, булавы,
наконечники копий и стрел.
Аркаим. Поселение бронзового века. Протогород, устройство, плавильные
печи, колесница. Древняя обсерватория.
Тема1.8. Земледелие. Скотоводство. Сведения из истории земледелия.
Мифологические сведения и сведения научные.
Скотоводство. История одомашнивания животных. Южный Урал – место,
где была одомашнена лошадь.
Тема1.9. Железный век. Железные руды. Плавильные печи. Районы с
высоким уровнем производства железа. Железо в древних исторических
источниках.
Раздел 2. Дороги на камень
Тема 2.1. Письменные сведения об Урале (арабские купцы, новгородцы; XIXIV вв.)
Арабский географ ал-Идриси. 1154 г.
Арабский путешественник Ибн-Баттута. 1333 г.
Географ ал-Омари.
Повесть временных лет. Кон. XII в.
«О человецах, незнаемых в восточной стране». XV в.
«Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна. XV в.
Рассказы о Золотой бабе. Живы до наших дней.
Тема 2.2. Коренное население Урала. Ханты, манси, коми.
Народ коми, лесные люди. Образ жизни, предания, обычаи.
Тема 2.3. Образ жизни коренных народов. Верования, обряды, традиции.
Представление о мироздании. Ханты и манси. «Медвежий праздник»,
мансийские предания.
Тема 2.4. Продвижение русских на Урал.
Согласно летописям, новгородцы были в югорской земле в 1187 и 1193
годах. В 1332 г. в летописях Урал впервые назван «КАМЕНЬ». До этого
просто «ГОРЫ».
Тема 2.5. Соль. Строгановы. Первый промышленный район.
Удивительные и замечательные свойства соли.
Открытие соли. Добычи соли из рассолов. Процесс добычи соли, солеварни.
Строгановы. Начало деятельности Строгановых относится к самому началу
XVI в. Аника Фёдорович Строганов создал торгово-промышленное
хозяйство, торговал рыбой, пушниной, железными изделиями, тканями,
мылом… и СОЛЬЮ. Он организовал соляной промысел, строил солеварни,
дороги, порты, склады, посёлки, потом города… Здесь, на западном склоне
Урала, на Каме был создан первый промышленный район и нажит
драгоценный для завтрашнего Урала опыт: как строить дороги,
промышленные здания, как организовать производство, воспитывать
мастеров, как торговать, сводить доходы расходы, как работать с выгодой
для себя и для государства.
Тема 2.6. Поход Ермака, присоединение Сибири.
Строгановы пригласили Ермака с его боевой дружиной для защиты своих
земель от набегов сибирских татар. Поход Ермака занимает в нашей истории
чрезвычайно важное место: люди Ермака на своих плечах перенесли свои
струги из речки Сёребрянки в речку Тагил, то есть прямиком из Европы в
Азию, и после похода Ермака русское государство стадо евразийскими
Личность Ермака до сих пор остаётся таинственной и легендарной, но на
Урале его почитают и помнят. После похода Ермака русские люди стали
активно заселять Сибирь и Урал, теперь уже с двух сторон.
Тема 2.7. Русские люди на Урале.
Отношение с местным населением. Обмен опытом. Богатство и щедрость
уральской земли. Деревни, дома, деревянный мир/избы, сараи, бани,
колодцы, сани, телеги, мебель, кухонная утварь, посуда, коромысла, прялки,
сундуки… Всё производилось на месте. Разнообразные ремесленные
специальности. Роль кузнецов.
Тема 2.8. Начало освоения Урала. Бабиновская дорога. Город Верхотурье.
Тема 2.9. Рудознатцы. Дмитрий Тумашов (железная руда, слюда, изумруды,
драгоценные и цветные камни…)
Кузнецы — первые разведчики недр, первые рудознатцы.
Как искали руду? По приметам знакам. Накопление опыта.
Свойства слюды. Использование.
1668 г. Узорчатые каменья. Мурзинская слобода.
1669 год. Железная руда на р. Нейве.
И снова узорчатые каменья.
1671 год. Магнетит на горе возле р. Выи.
Свойства магнетита.
Цветные каменья. Группа кварца: аметист, цитрин, горный хрусталь.
Раухтопаз /дымчатый кварц/. Кристаллы.
1668 год — начало культуры камня в России.
Предания о камне, приметы, поверья. Вера в силу камня.
Раздел 3. Опорный край Державы
Тема 3.1. Начало промышленного освоения Урала.
Как работали заводы.
Место для завода: месторождение руды; лес; река.
Река. Главное при выборе места. Река должна быть достаточно
полноводной,но не очень большой, чтобы была возможность построить
плотину. Река — главное транспортное средство. Чусовая — главная дорога
горнозаводского Урала. Железные караваны.. Лес. Древесный уголь.
Угольный кучонок. Углежоги.
Первые казённые заводы на Урале. 1701-1704 гг. Невьянский, Каменский,
Алапаевский, Уктусский.
Тема 3.2.Демидовы. Никита Демидов. Акинфий Никитич.
Первые Демидовы: великие заводчики, металлурги, мастера, организаторы
производства. Никита Демидов /Алтуфьев/. Невьянский завод.
Акинфий Никитич Демидов. Демидовские заводы. Старообрядцы. Городзавод.
Невьянская башня. Легенды, факты. Тайны башни. Инженерные достижения.
Другие Демидовы /следующие поколения/. Григорий Акинфиевич, Прокофий
Акинфиевич.
Тема 3.3. Строительство Екатеринбурга. Татищев, де Геннин
В. Н. Татищев. Первооснователь, идеолог. Личность Татищева.
Г. В. де Геннин. Строитель завода. Выдающийся металлург. Личность де
Геннина.
Школьное образование в Екатеринбурге. Роль Татищева и де Геннина в
организации образования. Профессиональное образование.
Екатеринбургский железоделательный завод. Завод полного профиля. Как
жил и работал ранний Екатеринбург. Производство военной продукции.
Другие производства.
Рост города. Монетный двор. Камнерезная обработка. Быт города.
Тема 3.4.Открытие золота. Рудное золото. Песчаное золото.
Ерофей Марков. Берёзовское месторождение. Добыча рудного золота.
1814 год. Открытие песчаного золота. Лев Иванович Брусницын. Добыча
песчаного золота.
Тема 3.5. Легенды и были о золоте.
Легенды и были о золоте Знаки, приметы. Золотая лихорадка.
Тема 3.6.Золото Сибири.
30-е гг. XIX в. Екатеринбургские купцы организовали товарищество «Для
отыскания и обработки золотосодержащих руд и песков в Томской,
Енисейской и Иркутской губерниях». И нашли золотою.
Тема 3.7.Золотой век Екатеринбурга.
Краткий период процветания города после возвращения из Сибири «золотых
королей».
Тема 3.8.Изумруды. Малахит
Из истории изумруда: факты, легенды, предания. Открытие уральских
изумрудов.
1831 год. Максим Стефанович Кожевников, крестьянин из деревни Крутиха.
Первый прииск. Белоярское месторождение.
Из истории уральских «узорчатых каменьев»: факты, «каменные» места.
Добыча изумрудов.
. Малахит. Слава уральского малахита. Месторождения малахита:
Меднорудянское, Гумёшкиснкое. Виды малахита. Обработка малахита.
Анатолий Демидов «король малахита».
Первая половина XIX века — годы расцвета Екатеринбургской гранильной
фабрики. Уральские малахитчики.
Тема 3.9. Как было устроено горное царство
Горнозаводской Урал состоял из горных округов; в каждый такой округ
входили заводы, рудники, прииски, лесные дачи, речные системы. Во главе
округа стол Горный начальник, осуществлявший местную власть.
К 1861 г. на Урале было 6 казённых округов и 37 частных.
Первым лицом на Урале был вовсе не губернатор, а Главный начальник
горных заводов хребта Уральского.
Горный начальник В. А. Глинка. Был таковым с 1837 по 1856 г.
Екатеринбург — горный город, имел свой устав, суд, войско. И весь Урал
был отдельным горным царством, государством в государстве.
Мастера и инженеры старого Урала. Л. И. Брусницын, П. П. Аносов. Е. и М.
Черепановы /»Пароходный дилижанец», мастера Казанцев и Истомин,
инженер Н. Г. Соболевский / первые пароходы, плавающие по Волге и Каме/.
Тема 3.10. Отмена крепостного права. Положение уральских заводов
Согласно Указу Петра I от 1721 года, рабочие заводов были ПРИПИСАНЫ к
ним практически навсегда. После отмены крепостного права Указ Петра
перестал действовать, что привело к печальным последствиям
К 1860 г. на Урале было 154 промышленных предприятия —
чугунолитейных, железоделательных, медеплавильных заводов и золотых
приисков.
На долю Урала приходилось: вся платина, 20% добываемого в России золота,
71% чугуна и 89% меди.
Но наши заводы уже сильно ставали от европейских и по объёму
выпускаемой продукции, и по оборудованию.
Отмена крепостного права ухудшила положение заводов: не стало дешёвых
рабочих рук, упала производительность заводов.
Горное государство перестало существовать.
Тема 3.11Образование. Наука. Д.Н. Мамин-Сибиряк
В поисках выходы из создавшегося положения:
- подъём образования /мужская гимназия, женская гимназия, разнообразные
курсы, торгово-промышленные школы, школы пения и музыки и т. д.
Интерес к науке, подъём краеведения, библиотеки, основание
Краеведческого музея. О. Е. Клер…
Историк и краевед Н. К. Чупин, врач-хирург и офтальмолог А. А.
Миславский. Уральское Общество Любителей Естествознания /УОЛЕ/
Тема 3.12. Строительство железных дорог на Урале.
В 1878 г. вступила в строй Горнозаводская железная дорога, соединившая
промышленные центры Урала /Кушву, Нижний Тагил Екатеринбург/ с
Пермью, т. е. с рекой Камой.
Строительство дороги. Значение дороги.
1896 г. Екатеринбург получил выход к Транссибирской магистрали
/строилась 25 лет с 1891 по 1916 г./ От Москвы до Владивостока 9288 км.
Тема 3.13. Асбест. Каменный уголь
Замечательные свойства асбеста. Из истории асбеста: акты, легенды. 1885 г.
Баженовское месторождение. Разрабатывается по сей день. Г. Асбест ~ 40%:
мирового и 60% российского производства асбеста.
Каменный уголь. 1904 г. Южный Урал, казачья станица на озере Тугайкуль.
Открыт каменный уголь. Первая угольная шахта. Что такое каменный уголь.
Добыча каменного угля.
Уральская промышленность получила возможность перейти с древесного
угля на каменный.
Тема 3.14. Горщики. Хитники
Кто такие горщики. /Уральское слово: ГОРА — ГОРЩИК, человек ГОРЫ.
Знаменитые уральские горщики: Д. К. Зверев, А. Лобачёв, С. Х Южахов и др.
Хитники. Хит — незаконная добыча драгоценных камней. На Южном Урале
хитники орудовал возле Ильменского заповедника, на среднем — возле
изумрудов. Впрочем, здесь, на Урале, ничего незаконного в хите не видели:
земля общая, божья, вот и камень общий.
Тема 3.15. Уральская промышленность в конце XIX века.
. Конец XIX века. Урал перестал быть ведущим промышленным районом
России. Но он оставался чрезвычайно богатым полезными ископаемыми, он
славился мастерством, верностью традициям и умением работать в самых
сложных условиях… Так что новый подъём промышленности был ожидаем и
обязателен.
Парижская выставка 1900 г. призвана была продемонстрировать достижения
мировой промышленности к началу нового XX века. Российская экспозиция
представляла главным образом образцы кустарной продукции: игрушки,
кружева, вышивки… Но два экспоната вызвали всеобщее восхищение и
получили высшие награды: это Каслинский чугунный павильон и мозаичная
карта Франции, изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике.
Уральские мастера были, как всегда, на высоте.
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее —
каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Начало учебного года
- 01.10.2021 г.
Окончание учебного года– 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года реализации программы – 34 недели.
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным директором.
Дата начала занятий в объединениях дополнительного образования: 1
сентября 2023 года. Дата окончания учебного года: 26 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели, ,2-11
класс - 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели 5 дней.
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Дата
начала
01.09
07.11
09.01
01.04
окончания
27.10
29.12
22.03
26.05
Количество
недель
8 недель
8 недель
11 недель
7 недель
34 недели
Сроки и продолжительность каникул: осенние каникулы с 28.10.2023г. по
06.11.2023г. (10 дней); зимние каникулы с 30.12.2023г. по 08.01.2024г. (10
дней); весенние каникулы с 23.03.2024г. по 31.03.2024г. (9 дней); летние
каникулы с 25.05.2024г. по 31.08.2024г.
2.2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет.
Срок ее реализации: со второго ода обучения, 3 года.
Уровень освоения программы стартовый. Программа предполагает
минимальную сложность предлагаемого для освоения материала.
Программа содержит теоретический и практический материал в виде
тем для бесед и заданий, обеспечивающих развитие необходимых
предметных действий обучающихся, направленных на достижение
образовательных результатов. При объяснении нового материала и
выполнении практических заданий используются игровые моменты,
эксперименты. Программа способствует формированию у детей целостного
представления об истории родного края, формирования чувства патриотизма.
Наполняемость группы - 25 человек.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных,
индивидуально-психологических и физических особенностей обучающихся.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
принцип
психологической
комфортности
(создается
образовательная
среда,
обеспечивающая
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебного процесса);
принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего
обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при
этом подбор практических заданий ведется с учетом природных
задатков, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей
детей и экономических возможностей семей);
принцип
вариативности (у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор на основании некоторого
критерия);
принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи
между всеми годами обучения);
принципы творчества и эксперимента (процесс обучения
сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой и экспериментальной деятельности).
Принцип научности (в процессе обучения системно излагаются
научные знания, дети приобретают опыт научных исследований)
Режим работы в соответствии с требованиями СанПиН на всех этапах
обучения следующий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Общий объем часов в год - 30.
2.3. Формы промежуточной аттестации
В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие формы определения результативности освоения программы:
наблюдение, беседа, просмотр работ, мини-выставка.
Критерии оценки результативности освоения программы:
степень владения основными понятиями материала;
знание конкретных событий, персон, дат истории Урала.
проявление творческой инициативы и заинтересованности.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:
мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные
нормы и их выполнение в поведении);
познавательная
сфера
(уровень
развития
познавательной
активности, самостоятельности);
регулятивная
сфера (произвольность деятельности; уровень
развития контроля);
коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения.
Виды контроля,
сроки
Содержание
Формы/ методы
контроля
Текущий (в течение
всего учебного
года)
Выявление ошибок и успехов в
освоении материала
наблюдение,
беседа, создание
проектов
Итоговый
(аттестация):
конец
полугодия
1-го отслеживание
динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения
конец
полугодия
уровня
2-го определение
сформированности знаний, умений
и навыков по окончании курса
обучения
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации через механизмы наблюдения, бесед, мини-выставок работ
учащихся. Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя
1-го полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия)
устанавливаются администрацией образовательного учреждения и
фиксируются в его общем учебном плане.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные
материалы
необходимы
для
установления
соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения дополнительной общеразвивающей программы «История Урала»
по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие формы определения результативности освоения программы:
наблюдение, беседа, мини-выставка работ.
Критерии оценки результативности освоения программы:
степень
владения знаниями об истории Урала, приёмами
исследовательской работы;
проявление творческой индивидуальности в работе.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:
мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные
нормы и их выполнение в поведении);
познавательная
сфера
(уровень
развития
познавательной
активности, самостоятельности);
регулятивная
сфера (произвольность деятельности; уровень
развития контроля);
коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения.
2.5.Методическое обеспечение
Общая характеристика педагогического процесса
Основной формой организации процесса обучения является
комбинированное игровое занятие, что соответствует психолого-физическим
особенностям возраста детей, на которых рассчитана предлагаемая
программа.
Обеспечение методическими видами продукции
Методические материалы
1.
Задания для самостоятельного выполнения
2.
Электронные презентации по темам курса
3.
Методические разработки педагога по темам
программы
Дидактические материалы
1.
Альбомы с тематическими фотографиями
2.
Работы учащихся из фондов, макеты
3.
Карты Урала, Екатеринбурга, Мира, России
4.
Предметы из школьного краеведческого музея
5.
Макеты
2.6.Материально- технические условия.
Помещение для обучения: учебный кабинет с достаточным
освещением.
№
Оборудование
1.
2.
Количество /шт.
Доска
1
Столы и стулья для
учащихся
На каждого обучающегося в
группе
1. Оборудование для индивидуальной работы:
1. ножницы;
2. кисти;
3. накладки на стол;
4. ёмкости для воды;
5. Цветные и простые карандаши
2.
Демонстрационный материал:
1. Макеты:
А) Дома древних людей;
Б) Печи древних металлургов;
В) Разрез шахты
Г) Угольный кучёнок
Д) Ткацкий станок
Е) Зернотёрка
Ж) Протогород Аркаим
2. Предметы.
А) Виды волокн: растительные и шерстяные
Б) Муляжи: лук, топор первобытного человека, бусы
В)Предметы из фонда школьного краеведческого музея
геологической, этногорафической и археологической коллекций.
3. Фотографии, рисунки
3. Карты:
Карта расселения древних людей по Уралу
Карта Екатеринбурга
Карта Свердловской области
Карта России
Карта Мира
4. Расходные материалы:
1. Краски акварельные;
из
2. Краски «Гуашь»;
3. Цветная бумага для творчества;
4. Цветной картон для творчества;
5. Бумага для рисования;
6. Пластилин;
7. Клей ПВА;
8. Природный материал.
9. Глина
10. Кремень
11. Нитки, верёвки, кожа, лоскутки, мех
Список литературы
Архипова Н.П., Ястребов Е.В. «Как были открыты Уральские
горы»Свердл.,1990
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «У старого рудника»
Год издания любой
Венецкий С. «Наследники Гефеста» М.,2001
Иванов А. «Горно-заводская цивилизация» М.,2014
История Урала в 2 томах, Ак.н. СССР, М.,1989
Кругляшова В.П. «Ермак Тимофеевич славный сын земли русской», Свердл.,
1989
Кузьмин А. «Татищев», ЖЗЛ, М.,1987
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Статьи и очерки»
Свердл.,1947
Мифы, предания, сказки хантов и манси, изд. «Наука», 1990г.
Мурзина И.Я., Мурзин И.Э. «Очерки истории и культуры Урала» ,Ек., 2008
«На стыке континентов и судеб». Росс.ак.н., уральское отделение, Ек., 1996
Никулина М.П. «Камень. Пещера. Гора», Ек., 2002
Прокин В.А. «Полезные ископаемые Урала», Ек., 2002
Рябов Б.Г. «Уникальные махины» горно-заводского Урала и Сибири», Ек.
2016
Скурлов В.В. «Ювелиры и камнерезы Урала», С.-П., 2001
Шатилко И. «Демидовы», Ек., 2000; «Угорское наследие», Ек., 1994
Список литературы рекомендуемой для детей
Бажов П.П. «Серебряное копытце», Речь, 2015
Лаврова С.«Урал — кладовая земли», М.: «Белый город», 2007.
Лаврова С. «Удивительный Урал». Екатеринбург, 2013
Лаврова С. «Потешные прогулки по Уралу». М., Рипол-классик, 2011
Лаврова С. «И на Урале жили носороги», ИД Сократ, 2017
Селин Потар / Михаил Яснов, «Илиада и Одиссея». Качели, 2017 г.
Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»
Елена Тудоровская «Троянская война и её герои. Приключения Одиссея».
Речь, 2017 г.
«Мифы народов мира», Стрекоза 2017г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Аннотация программы «История Урала»
Программа дополнительная общеобразовательная , общеразвивающая
туристско-краеведческой направленности, для детей 7- 10 лет, срок
реализации - 3 года
Программа носит воспитательно – развивающий характер. Воспитательные
цели неразрывно связаны в программе с образовательными целями и целями
развития обучающихся. В процессе изучения курса дети приобщаются к
культуре и истории своего города и края, а посредством этого и к культуре и
истории всей страны. Узнавая о богатствах Урала, о его древней истории, о
выдающихся людях живших и ныне живущих на Урале, ребёнок начинает
испытывать гордость за свою Родину, начинает её любить.
Программа компилятивная и создана на основе авторской программы М.П.
Никулиной « История Урала История Урала преподаётся как часть истории
России
и
Мировой
истории.
Цели программы: - Создать условия для понимания детьми истории, как
непрерывного, «живого» процесса, который продолжает твориться на наших
глазах
и
при
нашем
участии.
- Пробудить в зрителях желание изучать историю своего края, своей страны,
гордиться
своей
родиной.
- Воспитывать подлинных патриотов своей страны.
Программа рассчитана на детей от 7 лет, реализуется в течение 3 лет,
одно занятие в неделю, 34 часа в год.
Основными разделами учебного курса являются:
1.Уральская древность
2.Дороги на камень
3. Опорный край Державы
Содержание курса знакомит детей с историей родного края с момента
заселения древним человеком Урала до конца XIX в. и разбито на три
раздела, что соответствует трём годам изучения курса. Основной формой
организации процесса обучения является комбинированное занятие,
включающее игровую, экспериментальную части, что соответствует
психолого-физическим особенностям возраста детей, на которых рассчитана
программа.
Приложение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «История Урала»
Рабочая программа воспитания
Воспитание всегда было одной из важнейших функций общества. Без
воспитания, без передачи общественно–исторического опыта, без
привлечения молодёжи в социальные и производственные отношения,
сохранения и обогащения культуры невозможно ни развитие человечества,
ни даже его существование.
Вопросы воспитательной работы, совершенствование её форм и
методов в наше время приобретают новую значимость и актуальность.
На современного человека обрушивается колоссальное количество
информации, её качество может быть очень разным. Оградить ребёнка от
общения в соцсетях, от самостоятельного поиска им информации нет
возможности, да и необходимости. Чтобы помочь школьнику делать
правильный выбор, ориентироваться в потоке информации, — по большому
счету, помочь стать человеком, — необходимы особые педагогические
инструменты работы с ценностями и смыслами подрастающего поколения,
совершенствование форм и методов воспитания. Человек должен уметь
быстро ориентироваться, оценивать ситуации, действовать в этом быстро
меняющемся мире, стать конкурентно способным на рынке труда.
Новые запросы общества на развитие личности ученика, на создание
предпосылок для дальнейшей личной и профессиональной успешности,
изменение самой парадигмы образования на гуманитарную, где в центре
стоит целостный человек во всём его многообразии связей и отношений с
окружающим миром, государственный запрос на развитие человеческого
капитала, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества, воспитание подлинного патриота и
гражданина своей Родины и поставили новые задачи перед системой
образования, её изменения в планируемых результатах, а значит и в
содержании, формах, методах работы, в роли учителя. Всё
вышеперечисленное отражено в различных документах. В законе об
образовании Российской Федерации сказано, что «воспитание —
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных
духовно нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»
В«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года», утверждённой распоряжением правительства РФ от 25 мая 2015
года № 996-р, вопросы воспитания уже значатся как общенациональный
приоритет.
В «Стратегии развития» приоритетной задачей в сфере воспитания
детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
В документе говорится о необходимости формировать стабильную
систему нравственных и смысловых установок личности, «позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов». Воспитание патриота, гражданина со сформированным чувством
гордости за свою Родину, готовности защищать её интересы и нести
ответственность за её будущее. Запросы общества и государства нашли своё
отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах
(ФГОС).
Стандарт определяет целевые ориентиры развития обучающихся,
представляющие собой соответствующие возрастным нормам ключевые
характеристики обучающегося, освоившего образовательную программу, на
формирование которых ориентирована учебная и воспитательная
деятельность. В ФГОС воспитательная работа прописана как составная часть
всего образовательного процесса. «Духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды
деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и
общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность
программ духовно-нравственного воспитания»,— говорится в «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
В ФГОС и образовательный результат обучающихся понимается не только
как предметная обученность, метапредметные компетенции, но и как личный
образовательный результат
Личные образовательные результаты включают в себя:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
Сформированность
системы
значимых
социальных
и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные
и
гражданские
позиции
в
деятельности,
социальные
компетенции, правосознание;
Способность ставить цели и строить жизненные планы;
Способность
к
осознанию
российской
идентичности
в
поликультурном социуме.
Подводя итог, можно сказать, что образовательные результаты
включают в себя ценностные ориентации и компетенции.
Воспитательный компонент ФГОС — это не стандарт на воспитание и
не стандарт на личность, а стандарт условий, которые должны быть созданы.
Таким образом, результатом профессионального воздействия педагога,
созданных им условий должно стать качественное изменение личности
ребёнка.
2.8 Календарный план воспитательной работы.
№
Сроки
Ответственный
Мероприятия
1.
«Здравствуй, школа». Беседа, играквест: «Гимназия «Корифей»
сентябрь Ершова Е.В.
2.
День пожилого человека. Минипроект: «Мои бабушка и дедушка в
судьбе моего города»
октябрь
Ершова Е.В.
3.
«Быть мамой» беседа о профессиях
женщин в старом и современном
Екатеринбурге, о роли женщины Матери.
«Я люблю свой город» выставка
рисунков ко Дню города.
ноябрь
Ершова Е.В.
ноябрь
Ершова Е.В.
5.
Святочная неделя. Колядки.
Знакомство детей с народными
традициями
январь
Ершова Е.В.
6.
Беседа «Урал и уральцы для
Российской армии в разные времена
истории».
февраль
Ершова Е.В.
7.
«Уральцы осваивают космос».
апрель
Просмотр и обсуждение
документальных фильмов о
формировании космического
экипажа, участие уральцев в
покорении космоса.
Посещение музея космонавтики НИИ
«Автоматики»
Ершова Е.В.
8.
Мини – проект «Они ковали Победу» май
Ершова Е.В.
4.
Приложение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «История Урала»
Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее —
каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года; сроки и
продолжительность каникул; сроки
проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Начало учебного года
- 01.09.2021 г.
Окончание учебного года– 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года – 34 недели.
Продолжительность учебного года -34 недели
Сроки
и
продолжительность
1 четверти
Сроки и продолжительность осенних
каникул
Сроки
и
продолжительность
2 четверти
Сроки и продолжительность зимних
каникул
с 01.09.2021г. по 31.10.2021 г.
(количество учебных недель - )
с 01.11.2021 г. по 07.11.2021 г. (7
календарных дней)
с 08.11.2021 г. по 31.12.2021 г.
(количество учебных недель - 8)
с 01.01.2022 г. по 09.01.2022 г. (9
календарных дней)
Сроки
и
продолжительность с 10.01.2022 г. по 20.03.2022 г.
3 четверти
(количество учебных недель - 9)
Сроки
и
продолжительность
весенних каникул
Сроки
и
продолжительность
дополнительных весенних каникул
Сроки
и
продолжительность
4 четверти
с 21.03.2022 г. по 27.03..2022 г.
(7 дней)
с 04.05.2022 г. по 7.05 .2022 г.
(4 календарных дня)
с 28.03.2022 г. по 31.05.2022 г.
(количество учебных недель - 8)
Сроки и продолжительность летних с 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. (92
каникул
календарных дня)
Сроки промежуточной аттестации
1 полугодие
с 14.12.2021 г. по 26.12.2021 г.
2 полугодие
с 15.05.2022 г. по 25.05. 2022 г.
Мониторинг развития личности обучающихся
Параметры
Критерии
Степень выраженности
качества
Интерес возникает к новому
материалу, но не к способам
решения;
Приступая к решению новой
задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее
решения,
однако при этом учитывает
лишь то, знает он ее или нет, а не
возможность изменения
известных ему способов
действия;
Недостаточно осознает правила
и нормы поведения, но в
- Выраженность
основном их выполняет.
интереса к занятиям;
Устойчивый
учебно- Самооценка
познавательный интерес, но он не
деятельности на
выходит за пределы изучаемого
занятиях;
материала;
Мотивация
- Ориентация на
Может с помощью учителя
общепринятые
оценить свои возможности в
моральные нормы и их
решении задачи, учитывая
выполнение в
изменения известных ему
поведении;
способов действий;
Осознает моральные нормы и
правила поведения в социуме, но
иногда частично их нарушает.
Проявляет постоянный интерес
и творческое отношение к
предмету, стремится получить
дополнительную информацию;
Может самостоятельно оценить
свои возможности в решении
задачи, учитывая изменения
известных способов действия;
Всегда следует общепринятым
нормам и правилам поведения,
Баллы
1
2
3
осознанно их принимает;
Уровень активности,
самостоятельности ребенка
низкий, при выполнении
заданий требуется постоянная
внешняя стимуляция,
любознательность не
проявляется.
Ребенок недостаточно активен
Уровень развития и самостоятелен, но при
выполнении заданий требуется
Познавательная познавательной
внешняя стимуляция, круг
активности,
сфера
самостоятельности интересующих вопросов
довольно узок.
Ребенок любознателен,
активен, задания выполняет с
интересом, самостоятельно, не
нуждаясь в дополнительных
внешних стимулах, находит
новые способы решения
заданий.
Деятельность хаотична,
непродуманна, прерывает
деятельность из-за
возникающих трудностей,
стимулирующая и
организующая помощь
- Произвольность малоэффективна;
Ученик осознает правило
деятельности;
контроля, но затрудняется
Регулятивная
Уровень
одновременно выполнять
сфера
развития
учебные действия и
контроля;
контролировать их.
Удерживает цель
деятельности, намечает план,
выбирает адекватные
средства, проверяет результат,
однако в процессе
деятельности может
1
2
3
1
2
отвлекаться, трудности
преодолевает только при
поддержке педагога;
При выполнении действия
ученик ориентируется на
правило контроля и успешно
использует его в процессе
решения
задач, почти не допуская
ошибок.
Ребенок удерживает цель
деятельности, намечает ее
план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат,
сам преодолевает трудности в
работе, доводит дело до конца;
Самостоятельно обнаруживает
ошибки, вызванные
несоответствием усвоенного
способа действия и условий
задачи,
и вносит коррективы.
Способен к сотрудничеству,
но не всегда умеет
аргументировать свою позицию
и слушать партнера.
Способен к взаимодействию и
сотрудничеству (групповая и
парная работа;
дискуссии;коллективное
решение учебных задач).
Коммуникативная Способность к
Проявляет эмоционально
сотрудничеству
сфера
позитивное отношение к
процессу сотрудничества;
ориентируется на партнера по
общению, умеет слушать
собеседника, совместно
планировать, договариваться и
распределять функции в ходе
выполнения задания,
осуществлять взаимопомощь.
3
1
2
3