Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 210 "Корифей"
Принята на заседании
Педагогического совета
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии №210 «Корифей»
от «28» августа 2023 г.
Протокол № 1
__________________ /А.А. Бабетов/
от «01» сентября 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «КисТочка»
Уровень программы - базовый
Срок реализации программы – 2 года
Возрастная категория 8 – 11 лет
Разработчик программы:
Устюжанина С.Я.
Екатеринбург, 2023 год
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
«Изостудия «КисТочка» художественной направленности
программа
разработана в
соответствии с основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей";
4. Методические рекомендации
Министерства образования и науки
Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от 18.11.15 Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ);
5. Приказ
рекомендаций
от
26.06.2019
"Правила
№70-Д
"Об
утверждении
персонифицированного
методических
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области".
Актуальность, целесообразность и перспективность курса
Актуальность программы обусловлена сближением её содержания с
требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах
к
преподаванию
эстетических
искусств,
способных
решать
современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира
способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического
вкуса,
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством учат понимать прекрасное, отличать
искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда
мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует
привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме
того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства,
художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и
уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие
задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как
уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение
радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять
лидерские качества.
Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные
возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в
семье и школе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на
изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества школьников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Программа
деятельность,
кружка
связанную
предполагает
с
в
наблюдением
большом
объёме
окружающей
творческую
жизни.
Занятия
художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями
декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи
художественного воспитания, но и более глобальные – развивают эмоциональный
интеллект, творческий потенциал ребёнка, что соответствует потребностям
времени.
Педагогическая
целесообразность программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование
служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и
искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована
на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству. Тем самым программа «Изостудия КисТочка» не
только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду
художественной деятельности, но и создаѐт для обучающихся перспективу их
творческого роста, личностного развития в программном поле данного
образовательного учреждения
Источниками полноценного развития обучающегося выступают два вида
деятельности. Во-первых, любой обучающийся развивается по мере освоения
прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В
основе этого процесса лежит творческая деятельность, которая направлена на
овладение воспитанником знаниями и умениями, необходимыми для жизни в
обществе. Во-вторых, воспитанник в процессе развития самостоятельно реализует
свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,
творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она
способствует проявлению у воспитанника самостоятельности, самореализации,
воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Проблема
развития
способностей
–
одна
из
актуальнейших
психологических и педагогических проблем, имеющих большое и теоретическое,
и практическое значение
Способности – это индивидуально - психологические особенности,
являющиеся
субъективными
условиями
успешного
осуществления
определенного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида
знаниям, умениям и навыкам, и обнаруживаются в быстроте, глубине прочности
овладения способами и приемами деятельности. Творческие способности – это
высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто
новое, оригинальное.
Изобразительная
деятельность
позволяет
не
только
поддерживать
инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Результаты
коллективного художественного труда обучающихся находят применение в
оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей,
ветеранов войны и труда. Общественное значение результатов художественной
деятельности имеет большое значение в воспитательном процессе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано
на добровольных
началах
всех
сторон
(обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих
интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по
возрасту).
Адресат программы
Учебный процесс ориентирован на смешанные группы обучающихся 8-11
лет.
Количество обучающихся в группе: 10 – 12 человек.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю – 1.
Продолжительность занятия – 2 часа (с перерывом).
Объём программы
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год « Мы учимся быть художниками»:
ознакомительный и
развивающий – 68 часов;
2 год «Мы рисуем и исследуем»: исследовательский – 68 часов
Предполагается равномерное распределение этих часов по неделям и
проведение регулярных еженедельных занятий.
Программа
составлена
с
учетом
возрастных
и
психологических
особенностей детей младшего школьного возраста в творческой деятельности.
1. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать
разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
2. Возрастные особенности, положительно влияющие на творчество:
- высокая эмоциональность
- развитое воображение
- высокий уровень проявления индивидуальности и активность в
изобразительной
деятельности
- увлечённость процессом деятельности
3. Возрастные особенности, отрицательно влияющие на творчество:
- низкая направленность интереса на качество результата
- быстрая утомляемость от однообразной работы.
Уровень освоения программы – базовый.
Ведущие формы, методы и технологии реализации процесса обучения.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества
обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
детей.
Занятия ведутся в игровой форме от простого – к сложному.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и детей
в форме кружковой работы (фронтальная, индивидуальная, индивидуально –
групповая, групповая)
Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает
сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с
учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом
уровне.
Методы реализации программы: словесные (беседа, художественное
слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет), наглядные,
практические и игровые.
Методами работы программы являются:
1) метод
стимулирования
мотивации
учебно-познавательной
деятельности, используемый для формирования у детей интереса к учению
(создание ситуации занимательности, ситуации успеха, использование игровых
технологий);
2) метод
организации
учебно-познавательной
деятельности
(метод
словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного
восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени
творческой самостоятельности).
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрено:
предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в
выборе способов работы, в выборе тем;
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности позволяет
овладевать приемами творческой работы всеми
обучающимися;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий
компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
в основе обучения лежит деятельностный подход;
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности;
объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и
для общества.
Применяются такие методы, как репродуктивный
иллюстративный
(воспроизводящий);
(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути
её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и
предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы,
выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто
практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной
работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное
творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической
беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе
с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее
выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения
работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а
особенно в изобразительном искусстве.
2.Цель и задачи реализации программы
Цель:
создание условий образовательного пространства, способствующего
проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство.
Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал
средствами изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие – осваивать практические приемы и навыки изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции);
развивающие – развивать творческие способности, фантазию и
воображение,
образное
мышление,
используя
современные
обучающие
технологии, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
воспитательные – формировать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного
опыта человечества – как основу
приобретения личностного опыта и
самосозидания.
3.Содержание программы
Первый год обучения
«Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно - эстетическое и духовнонравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об
истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Учебный план
№
Тема занятия
Всего
Кол-во часов
Теория
Практика
Формы
аттестации,
контроля
Беседа
1
Творческие работы на тему
«Мои увлечения»
2
1/4
1 3/4
2
Рисунки на тему «Я и моя
семья»
2
1/4
1 3/4
Просмотр,
наблюдение
3
Конкурс на самый красивый
фантик.
2
1/4
1 3/4
Наблюдение
4
Портрет Зайчика – огородника.
2
1/4
1 3/4
Наблюдение, опрос
5
Иллюстрация к сказке (по
выбору) (акварель)
2
1/4
1 3/4
6
Рисунки «Осенние сказки
лесной феи» (акварель)
2
1/4
1 3/4
Практическое
задание,
наблюдение
Просмотр, опрос
7.
Конкурс рисунков на тему:
«Правила дорожные знать
каждому положено» (цв.
карандаши)
2
1/4
1 3/4
Игра «Художники и
зрители»
8.
Конкурс рисунков на тему:
«Мои любимые сказки»
2
1/4
1 3/4
9
Конкурс рисунков на тему:
«Мамочка любимая моя»
2
1/4
1 3/4
Опрос, игра
«Художники и
зрители»
Игра «Художники и
зрители»
10 Рисунки на тему «Братья наши
меньшие»
2
1/4
1 3/4
Просмотр,
наблюдение
11 Конкурс рисунков «Мы рисуем
цветы».
2
1/4
1 3/4
Обсуждение
12 Конкурс рисунков на тему:
«Птицы – наши друзья».
2
1/4
1 3/4
Конкурс, опрос
13 Праздник русской матрёшки.
Знакомство с хохломой.
2
1/2
1 1/2
Беседа ,
практический показ
14 Рисунки на тему: «Вселенная
глазами детей».
2
1/4
1 3/4
Просмотр
15 Изготовление новогодних
карнавальных масок.
2
1/4
1 3/4
16 Иллюстрация к сказке
«Петушок – золотой
гребешок».
2
1/2
1 1/2
Просмотр,
обсуждение, игра
«Художники и
зрители»
Беседа
17 Былинные богатыри. Илья
Муромец.
2
1/4
1 3/4
Обсуждение,
наблюдение
18 Рисование на тему:
«Подводное царство»
2
1/4
1 3/4
19 Иллюстрация к сказке А. С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»
2
1/2
1 1/2
Обсуждение,
наблюдение, игра
«Художники и
зрители»
Беседа
20 Конкурс рисунков «Слава
армии родной!».
2
1/4
1 3/4
Обсуждение,
наблюдение
21 Конкурс поздравительных
открыток «Милой мамочке!»
2
1/4
1 3/4
Практический
показ
22 Рисование на тему: « Красота
вокруг нас».
2
1/4
1 3/4
23 Рисунок-декорация
«Сказочный домик»
2
1/4
1 3/4
Обсуждение,
наблюдение, игра
«Художники и
зрители»
Просмотр
24 Рисунки на тему «Любимые
герои»
2
1/4
1 3/4
Обсуждение,
наблюдение
25 Рисование на тему: «Люблю
природу русскую»
2
1/4
1 3/4
Рисование на тему «Родина
моя».
2
1/4
1 3/4
Просмотр, игра
«Художники и
зрители»
Обсуждение
27 Изготовление праздничной
открытки.
2
1/4
1 3/4
Просмотр, защита
работы
28 Конкурс рисунков: «Слава
Победе!»
2
1/2
1 1/2
Конкурс
29 Иллюстрация к сказке «Гуси –
лебеди».
2
1/2
1 1/2
Беседа, наблюдение
26
30 Портрет живых персонажей из
сказки Дж. Родари
«Приключения Чиполлино.
2
1/4
1 3/4
Просмотр,
наблюдение
31 Рисование на тему: «Весенние
картины»
2
1/4
1 3/4
32 Фантастические персонажи
сказок: Баба – Яга, Водяной,
Кащей – Бессмертный.
2
1/4
1 3/4
Обсуждение, игра
«Художники и
зрители»
Просмотр,
наблюдение
33 Рисование на тему: «Моя
любимая игрушка»
2
1/4
1 3/4
Игра, обсуждение
34 Рисование на тему: «Лето
красное»
2
1/2
1 1/2
Обсуждение,
выставка
68
13
55
Всего
1
Тема занятия
Творческие работы на тему
«Мои увлечения»
Кол-во
часов
2
Содержание занятия
Теория: Беседа об увлечениях детей.
Практика: Рисование по теме.
2
Рисунки на тему «Я и моя
семья»
2
Теория: Рассказ детей о своих семьях.
Практика: Рисование по теме.
3
Конкурс на самый красивый
фантик.
2
Теория: Знакомство с акварелью. Орнамент.
Сюжет.
4
Портрет Зайчика –
огородника.
2
Практика: Работа цветными карандашами.
Рисование по воображению.
5
Иллюстрация к сказке (по
выбору) (акварель)
2
Теория: Прослушивание сказки. Практика:
Выполнение иллюстрации
6
Рисунки «Осенние сказки
лесной феи» (акварель)
2
Теория: Осенние изменения в лесу.
Практика: Рисование картин осени
7.
Конкурс рисунков на тему:
«Правила дорожные знать
каждому положено» (цв.
карандаши)
2
Теория: Беседа о правилах дорожного
движения.
Практика: Эскизы придуманных дорожных
знаков
8.
Конкурс рисунков на тему:
«Мои любимые сказки»
2
Теория: Герои сказки. Сказочная природа
9
Конкурс рисунков на тему:
«Мамочка любимая моя»
2
Теория: Беседа о отношениях детей с
родителями, семейных традициях.
10
Рисунки на тему «Братья
наши меньшие»
2
11
Конкурс рисунков «Мы
рисуем цветы».
2
Теория:Отношение к животным. Практика:
Любимое домашнее животное ( рисование
по теме)
Теория: Беседа о цветах.
12
Конкурс рисунков на тему:
«Птицы – наши друзья».
2
Теория:Беседа о жизни птиц зимой.
Практика: Рисование по теме
13
Праздник русской матрёшки.
Знакомство с хохломой.
2
Теория: Знакомство с народными
промыслами.
Практика: Роспись матрёшки.
14
Рисунки на тему: «Вселенная
глазами детей».
2
Теория: Представления детей о космосе.
Практика: Рисование.
15
Изготовление новогодних
карнавальных масок.
2
Теория: Карнавал.
Практика: Обложка любимой сказки.
Практика: Рисование по теме.
Практика: Карнавальная маска.
16
Иллюстрация к сказке
«Петушок – золотой
гребешок».
2
Теория: Прослушивание сказки. Практика:
Иллюстрации.
17
Былинные богатыри. Илья
Муромец.
2
Теория: Знакомство с былинами. Практика:
Изображение богатырей по представлению.
18
Рисование на тему:
«Подводное царство»
2
Практика.: Рисование по представлению на
заданную тему.
19
Иллюстрация к сказке А. С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»
2
Теория: Прослушивание сказки Практика:
иллюстрирование.
20
Конкурс рисунков «Слава
армии родной!».
2
21
Конкурс поздравительных
открыток «Милой мамочке!»
2
22
Рисование на тему: « Красота
вокруг нас».
2
Теория: Беседа о героизме защитников
нашей Родины.
Практика: Рисование по представлению на
заданную тему.
Теория: Беседа о б истории праздника 8
марта.
Практика: Рисование по представлению на
заданную тему.
Практика: Изображение пейзажа родного
края.
23
Рисунок-декорация
«Сказочный домик»
2
24
Рисунки на тему «Любимые
герои»
2
25
Рисование на тему: «Люблю
природу русскую»
2
26
Рисование на тему «Родина
моя».
2
Теория: Просмотр картин художников по
теме.
Практика:: Рисование по представлению.
Теория:Изображение человека и животных
художественными средствами.
Практика: Рисование по теме
Теория: Беседа о важности бережного
отношения к природе.
Практика: Рисование по представлению на
заданную тему.
Теория: Передача красоты родного края
выразительными средствами.
Практика: Рисование по теме
27
Изготовление праздничной
открытки.
2
Практика: Создание простого подарочного
изделия
28
Конкурс рисунков: «Слава
Победе!»
2
29
Иллюстрация к сказке «Гуси
– лебеди».
2
Теория: Беседа о героизме нашего народа в
дни Вов.
Практика: Рисование по представлению на
заданную тему.
Практика: Создание сюжетных композиций.
30
Портрет живых персонажей
из сказки Дж. Родари
2
Теория: Моделирование художественными
средствами сказочных и фантастических
образов
Практика: Рисование по теме
«Приключения Чиполлино»
31
Рисование на тему:
«Весенние картины»
2
Теория: Беседа о весенних изменениях в
природе.
Практика: Рисование по представлению на
заданную тему.
32
Фантастические персонажи
сказок: Баба – Яга, Водяной,
Кащей – Бессмертный.
2
Практика: Изображение сказочных и
фантастических персонажей
33
Рисование на тему: «Моя
любимая игрушка»
2
Теория: Беседа о любимых игрушках детей.
Практика: Рисование по теме
34
Рисование на тему: «Лето
красное»
2
Теория: Просмотр картин художников по
теме.
Практика: Рисование по представлению.
Всего
68
Дата начала занятий в объединениях дополнительного образования: 1 сентября 2023 года. Дата
окончания учебного года: 26 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели, ,2-11 класс - 34 учебные
недели. Продолжительность учебной недели 5 дней.
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Дата
начала
01.09
07.11
09.01
01.04
Количество недель
окончания
27.10
29.12
22.03
26.05
8 недель
8 недель
11 недель
7 недель
34 недели
Сроки и продолжительность каникул: осенние каникулы с 28.10.2023г. по 06.11.2023г. (10
дней); зимние каникулы с 30.12.2023г. по 08.01.2024г. (10 дней); весенние каникулы с
23.03.2024г. по 31.03.2024г. (9 дней); летние каникулы с 25.05.2024г. по 31.08.2024г.
Теоретическая часть (теоретические вопросы, в той или иной степени
обсуждаемые на каждом занятии)
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель,
гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.
Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения
на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия,
штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные
зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Содержание учебного плана
Второй год обучения «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести
исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед
собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за время обучения, применяются в создании
творческих работ.
Учебный план
№
Тема занятия
Кол-во часов
Всего
Теория
Формы аттестации,
контроля
Практика
Основы изобразительной грамоты.26 ч
Вводное
1
занятие. Рисунок –
тест « Впечатление о лете».
2
«Деревья».
2
1/4
1 3/4
Тест, наблюдение
2
1/4
1 3/4
3
Зарисовка
растений с натуры в
цвете.
2
1/4
1 3/4
4
Натюрморт.
2
1/4
1 3/4
Беседа,
практический
показ
Просмотр, наблюдение,
игра
«Художники
и
зрители»
Выставка
Осенний
5
натюрморт
2
1/4
1 3/4
Обсуждение, наблюдение
6 в искусстве..
Небо
2
1/4
1 3/4
Беседа
2
1/4
1 3/4
Просмотр,
показ
8
«Зимние
забавы».
2
1/4
1 3/4
« 9Цветы и травы осени».
2
1/4
1 3/4
Просмотр, наблюдение,
игра
«Художники
и
зрители»
Беседа
« 1Скачущая лошадь».
2
1/2
1 1/2
1
«Улицы
моего города».
2
1/4
1 3/4
Беседа, наблюдение, игра
«Художники и зрители»
Просмотр
1
«Новогодний
бал»
2
1/4
1 3/4
Конкурс
7
Монотипия.
воде».
«Отражение
1
Выставки,
экскурсии.
в
практический
Выставка, беседа, игра
«Художники и зрители»
Декоративно – прикладное искусство. 34ч
2
1/2
1 1/2
1
Введение
в тему.
2
1/4
1 3/4
Беседа
1
«Цветы».
2
1/4
1 3/4
Просмотр, наблюдение
1
«Цветы
и травы».
2
1/2
1 1/2
1
«Цветы
и бабочки»
2
1/4
1 3/4
1
Плакат
–
графики.
2
1/4
1 3/4
Выставка,
игра
«Художники и зрители»
Обсуждение,
игра
«Художники и зрители»
Беседа, просмотр
2
1/2
1 1/2
Выставка
вид
прикладной
1
Поздравления
к 23 февраля.
2
Открытка
– поздравление к 8
марта.
2
1/4
1 3/4
Презентация
Холодный
батик
–
особенности его как вида
декоративно – прикладного
искусства.
4
1/2
3 1/2
Выставка,
наблюдение,
игра
«Художники
и
зрители»
2
«Осенние
листья».
4
1/2
3 1/2
2
«Туманный
день»
4
1/2
3 1/2
Просмотр, практический
показ
Просмотр - игра
2
Кукольный
антураж
2
1/4
1 3/4
Беседа, наблюдение
2
Цветоведение.
2
1/2
1 1/2
2
Флористика.
2
1/4
1 3/4
Презентация, просмотр,
игра
«Художники
и
зрители»
Выставка
0
Оформление
работ, выставки,
посещение выставок
2
1/4
1 3/4
Выставка
Наше творчество. 8ч
3
«День
Победы»
2
1/4
1 3/4
Выставка
3
Творческая
работа.
аттестационная
2
1/4
1 3/4
Конкурс, игра
«Художники и зрители»
3
Оформление
работ к выставке
2
1/4
1 3/4
Просмотр
3
«Наша
галерея».
2
1/2
1 1/2
Выставка
Всего
68
10
58
1
2
3
4
Содержание учебного плана
№Тема занятия
Кол-во Содержание
часов
1 Вводное занятие. Рисунок
2
Теория: Материалы, Инструменты. Условия
– тест « Впечатление о
безопасной работы. Фломастеры.
лете».
2 «Деревья».
2
Теория: Акварель, гуашь. Принцип «от
общего к частному». Воздушная перспектива.
Форма, структура.
Практика:Пленэрные зарисовки.
3 Зарисовка растений
натуры в цвете.
с
4 Натюрморт.
2
2
Теория.: Принципы естественного
положения, пластика. Группировка
элементов.
Практика: Акварель.
Теория: Предметы и пространство. Живая и
статическая композиция.
Практика: Наброски графическими
материалами: тушью, заострённой палочкой.
5 Осенний натюрморт
2
6 Небо в искусстве..
2
Теория: Ассиметричная композиция. Тёплая
цветовая гамма.
Практика,: Гуашь, акварель.
Теория: Использование цвета в живописи для
отражения эмоционального состояния.
Практика: Творческая работа – иллюстрация
прочитанных стихотворений, личный опыт
7 Монотипия. «Отражение
в воде».
2
Практика: Интерпретация явлений природы:
акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.
8 «Зимние забавы».
2
Теория: Движение в композиции. Ритм
цветочных пятен.
Фигура человека в движении.
Практика: Личный опыт. Гуашь.
9 « Цветы и травы осени».
2
Теория: Свободный выбор живописных
средств. Сближенные цветовые отношения.
Пластика природных форм и линий. Беседы с
обращением к иллюстративному материалу,
натуральный материал.
Практика: Рисование по теме
1 « Скачущая лошадь».
2
1 «Улицы моего села».
2
Теория: Движение в композиции. Пластика
форм. Линия красоты.
Практика: Гуашь.
Теория: Линейная перспектива.
Практика: Наброски, рисунки с натуры.
Творческая работа по предварительным
рисункам
1 «Новогодний бал»
Выставки, экскурсии.
1 Введение в тему.
2
Теория: Движение в композиции. Пластика
форм. Линия красоты.
Практика: Гуашь.
2
Практика: Обсуждение .
2
Теория: Планирование работы. Знакомство с
новым материалом, инструментом.
1 «Цветы».
2
Теория: Композиция в круге. Беседа
«Голубая сказка Гжели».
Практика: Эскиз монохромной декоративной
росписи. Освоение приёма - кистевая
роспись.
1 «Цветы и травы».
2
Теория: Декоративная роспись.
Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной
формы. Кистевая роспись, гуашь.
Ограниченная цветовая палитра. Беседа о
жостовской росписи.
Практика: Рисование по теме
1 «Цветы и бабочки»
2
Теория: Декоративная роспись
подготовленной деревянной основы.
Практика: Творческая работа.
2
Теория: Цветы, как носитель настроения.
Шрифт. Использование трафарета и шаблона
в изобразительных элементах.
23
2
Практика: Эскиз. Работа с материалом в
подгруппах, использование знаний по
композиции, живописи, графике. Применение
приёмов аппликации, техники бумажной
пластики, кистевой росписи.
2 Открытка – поздравление
к 8 марта.
2
Практика: Свободный выбор материалов и
техники. Индивидуальная творческая работа.
2 Холодный
батик
–
особенности его как вида
декоративно
–
прикладного искусства.
4
Теория: Связь с живописью, композицией,
графикой. Техника безопасности при работе с
резервирующим составом. Связь с
живописью, композицией, графикой.
Техника безопасности при работе с
резервирующим составом.
Практика: освоение приемов
Теория: Роспись по ткани. Использование в
эскизе натуральных зарисовок.
Практика: Творческая работа
Теория,: Интерпретация явлений природы.
Связь с живописью, композицией
Практика: Свободная роспись по ткани без
резерва.
Практика: Роспись ткани для кукольного
платья. Орнамент. Работа над образом.
Практика: Несложные цветы из ткани.
Оформление цветка в композиции. Связь с
флористикой, батиком.
Теория: Объединение и выявление главного.
Выражение образа, чувств с помощью
природных форм и линий
Плакат – вид прикладной
графики.
1 Поздравления
февраля.
к
«Осенние листья».
4
2 «Туманный день»..
4
2 Кукольный антураж.
2
2 Цветоведение.
2
2 Флористика.
2
Практика: Применение основных принципов
построения композиции.
3 Оформление
выставки,
выставок.
работ,
посещение
2
Практика
3 «День Победы»
2
Теория: Беседы с обращением к
иллюстративному материалу, натуральный
материал Свободный выбор живописных
средств. Сближенные цветовые отношения.
Пластика природных форм и линий.
3 Творческая
аттестационная работа..
2
Практика: Свободный выбор живописных
средств. Сближенные цветовые отношения.
3 Оформление работ к
выставке
2
ПрактикаСвободный выбор живописных
средств. Сближенные цветовые отношения.
3 «Наша галерея».
2
Практика: Выставка творческих работ
Всего
68
Теоретическая часть (теоретические вопросы, в той или иной степени
обсуждаемые на каждом занятии)
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное
владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения
набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о
перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон,
клише, матрицы из различных материалов.
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием
знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых
отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между
группировками;
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь
(линией, пластикой, «Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного
материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
особенности
материалов,
применяемых
в
художественной
деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция,
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И.
ритм;
Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в
пятне.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся к концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и
воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, флористика,
цветоделие;
основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова,
М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма
предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного
характера;
решать художественно
творческие задачи, пользуясь
эскизом,
техническим рисунком.
4.Планируемые результаты
У обучающихся будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам
решения новой задачи;
способность к оценке своей работы;
чувство прекрасного и эстетические чувств
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно оценивать свою работу;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других
членов кружка
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности
создавать простые композиции на заданную тему;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
изображать предметы различной формы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
предметов.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график
Время и место проведения занятия — в соответствии с расписанием,
утвержденным директором.
№
2
2
Практическая работа
2
Рисунки на тему «Я и Просмотр,
наблюдение
моя семья»
3
3
Конкурс,
практическая работа
по воображению
2
Конкурс на самый
красивый фантик.
Наблюдение
4
4
Игра, презентация
2
5
5
Выставка,
практическая работа
2
Портрет Зайчика –
огородника.
Иллюстрация к сказке
(по выбору) (акварель)
6
6
Беседа, практическая
работа
2
Наблюдение,
опрос
Практическое
задание,
наблюдение
Просмотр,
опрос
7.
7
Конкурс, игра,
практическая работа
2
8.
8
Конкурс,
практическая работа
по воображению
2
9
9
Конкурс, рисование
с натуры
(фотографии)
2
Конкурс рисунков на
тему: «Мамочка
любимая моя»
Игра
«Художники
и зрители»
10
1
Выставка,
практическая работа
2
Просмотр,
наблюдение
11
1
Конкурс, беседа,
тематическое
занятие
2
Рисунки на тему
«Братья наши
меньшие»
Конкурс рисунков
«Мы рисуем цветы».
Конкурс, беседа,
тематическое
занятие
2
Конкурс рисунков на
тему: «Птицы – наши
друзья».
Конкурс,
опрос
октябрь
1
Номер
учебной
недели,
месяц
1
сентябрь
Первый год обучения «Мы учимся быть художниками»
ноябрь
12
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Беседа, инструктаж,
практическая работа
2
Творческие работы на Беседа
тему «Мои увлечения»
Рисунки «Осенние
сказки лесной феи»
(акварель)
Конкурс рисунков на
тему: «Правила
дорожные знать
каждому положено»
(цв. карандаши)
Конкурс рисунков на
тему: «Мои любимые
сказки»
Формы
аттестации,
контроля
Игра
«Художники
и зрители»
Опрос, игра
«Художники
и зрители»
Обсуждение
13
1
Беседа, экскурсия,
мастер - класс
2
14
1
Беседа, тематическое
занятие
2
Выставка, мастер класс
2
Беседа,
практический
показ
Просмотр
Просмотр,
обсуждение,
игра
«Художники
и зрители»
Беседа
1
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
Иллюстрация к сказке
«Петушок – золотой
гребешок».
17
1
Беседа, практическая
работа
2
Былинные богатыри.
Илья Муромец.
Обсуждение,
наблюдение
18
1
Выставка,
практическая работа
2
Рисование на тему:
«Подводное царство»
19
1
Беседа, тематическое
занятие
2
20
2
Конкурс, экскурсия
2
21
2
Конкурс, Мастер класс
2
22
2
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
Иллюстрация к сказке
А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Конкурс рисунков
«Слава армии
родной!».
Конкурс
поздравительных
открыток «Милой
мамочке!»
Рисование на тему: «
Красота вокруг нас».
Обсуждение,
наблюдение,
игра
«Художники
и зрители»
Беседа
23
2
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
Рисунок-декорация
«Сказочный домик»
24
2
Конкурс,
практическая работа
по воображению
2
Рисунки на тему
«Любимые герои»
Обсуждение,
наблюдение
25
2
Экскурсия,
практическая работа
2
Рисование на тему:
«Люблю природу
русскую»
Просмотр,
игра
«Художники
и зрители»
февраль
январь
16
март
декабрь
15
Праздник русской
матрёшки. Знакомство
с хохломой.
Рисунки на тему:
«Вселенная глазами
детей».
Изготовление
новогодних
карнавальных масок.
Обсуждение,
наблюдение
Практически
й показ
Обсуждение,
наблюдение,
игра
«Художники
и зрители»
Просмотр
2
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
Рисование на тему
«Родина моя».
Обсуждение
27
2
Игра, презентация
2
Просмотр,
защита
работы
28
2
Конкурс,
практическая работа
2
Изготовление
праздничной
открытки.
Конкурс рисунков:
«Слава Победе!»
29
2
30
3
апрель
Игра, презентация
2
Беседа,
наблюдение
Просмотр,
наблюдение
31
3
Беседа, тематическое
занятие
2
Иллюстрация к сказке
«Гуси – лебеди».
Портрет живых
персонажей из сказки
Дж. Родари
«Приключения
Чиполлино»
Рисование на тему:
«Весенние картины»
32
3
Конкурс,
практическая работа
по воображению
2
33
3
Беседа, тематическое
занятие
2
34
3
май
26
2
2
Фантастические
персонажи сказок:
Баба – Яга, Водяной,
Кащей – Бессмертный.
Рисование на тему:
«Моя любимая
игрушка»
Рисование на тему:
«Лето красное»
Обсуждение,
игра
«Художники
и зрители»
Просмотр,
наблюдение
Игра,
обсуждение
Обсуждение,
выставка
Второй год обучения «Рисуем и исследуем»
1
Номер
учебной
недели,
месяц
1
2
2
3
3
сентябрь
№
Форма занятия
Кол-во
часов
Беседа,
тестирование,
практическая работа
2
Вводное занятие.
Рисунок – тест
«Впечатление о лете».
Тест,
наблюдение
Выставка, мастер класс
2
«Деревья».
Практическая работа,
рисование с натуры
2
Зарисовка растений с
натуры в цвете.
Беседа,
практический
показ
Просмотр,
наблюдение,
игра
«Художники
и зрители»
Тема занятия
Формы
аттестации,
контроля
4
Экскурсия,
практическая работа
2
Натюрморт.
Выставка
5
5
2
Осенний натюрморт
Обсуждение,
наблюдение
6
6
Творческая
мастерская,
практическая работа
Работа по
представлению
2
Небо в искусстве.
Беседа
7.
7
Выставка, мастер класс
2
Монотипия.
«Отражение в воде».
8.
8
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
9
9
Урок –
интерпретация, игра
«Превращения»
2
Просмотр,
практический
показ
Просмотр,
«Зимние забавы».
наблюдение,
игра
«Художники
и зрители»
«Цветы и травы осени». Беседа
10
1
Беседа, тематическое
занятие
2
«Скачущая лошадь».
1
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
«Улицы моего города».
Беседа,
наблюдение,
игра
«Художники
и зрители»
Просмотр
1
Конкурс,
практическая работа
по воображению
2
«Новогодний бал».
Конкурс
1
Экскурсия,
практическая работа
2
Выставки, экскурсии.
1
Практическая работа
по памяти
2
Введение в тему.
Выставка,
беседа, игра
«Художники
и зрители»
Беседа
1
Выставка, мастер –
класс
2
«Цветы».
Просмотр,
наблюдение
Беседа, тематическое
занятие
2
«Цветы и травы».
Выставка,
игра
«Художники
и зрители»
октябрь
4
0
11
12
2
13
ноябрь
1
3
14
4
15
16
декабрь
5
1
6
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
«Цветы и бабочки»
1
Занятие импровизация
2
Плакат – вид
прикладной графики.
1
Конкурс,
практическая работа
по воображению
2
Поздравления к 23
февраля.
2
Выставка, мастер класс
2
Презентация
Открытка –
поздравление к 8 марта.
2
Творческая
мастерская,
практическая работа
4
Холодный батик –
особенности его как
вида декоративно –
прикладного искусства.
Выставка,
наблюденик,
игра
«Художники
и зрители»
2
Выставка, мастер класс
4
«Осенние листья».
2
Беседа, тематическое
занятие
4
«Туманный день»
Просмотр,
практический
показ
Просмотр
игра
2
Беседа, тематическое
занятие
2
Кукольный антураж
Беседа,
наблюдение
2
Беседа, мастер класс
2
Цветоведение.
2
Экскурсия,
практическая работа
2
Флористика.
3
Творческая
мастерская
2
Оформление работ,
выставки, посещение
выставок
Презентация,
просмотр,
игра
«Художники
и зрители»
Выставка,
игра
«Художники
и зрители»
Выставка
3
Беседа, тематическое
занятие
2
«День Победы».
Выставка
3
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
Творческая
аттестационная работа.
Конкурс, игра
«Художники
и зрители»
3
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
Оформление работ к
выставке
Просмотр
7
18
9
20
январь
8
19
1-22
22
3-24
23
март
0
21
5-26
24
7
25
8
26
0
28
апрель
9
27
1
29
3
май
2
30
Обсуждение,
игра
«Художники
и зрители»
Беседа,
просмотр
1
февраль
17
Выставка
31
3
4
Творческая
мастерская,
практическая работа
2
«Наша галерея».
Выставка
2.1.Условия реализации программы
Технические средства обучения:
Компьютер -1
Проектор -1
Доска-экран белая, магнитная -1
Телевизор, совмещённый с компьютером -1
Магнитола -1
Ученические столы -24
Стол большой для выполнения коллективных работ и оформления
выставок -1
Стулья -30
Мольберты -10
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные
Краски гуашевые
Тушь
Ручка с перьями
Бумага А3, А4
Бумага цветная
Фломастеры
Восковые мелки
Пастель
Сангина
Уголь
Кисти беличьи
Емкости для воды
Стеки (набор)
Пластилин
Клей
Ножницы
Рамы для оформления работ
Информационное обеспечение, ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-
collektion.edu/ru
Коллекция
«Мировая
художественная
культура»:
http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала:
http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
Методические материалы
Репродукции картин художников.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
Предметы
для
натурной
постановки
(кувшины,
гипсовые и
керамические вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Цветовые таблицы и схемы
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев,
животных, птиц
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-
прикладному искусству
2.2. Формы и методы контроля и аттестация
текущий – выставки работ в кабинете изобразительного искусства,
игра «Художники и зрители» на занятиях;
промежуточный - участие в школьных выставках, конкурсах,
викторинах, праздниках;
итоговый - участие во внешкольных выставках и конкурсах детских
работ, портфель достижений школьника.
Презентация работ на выставках и конкурсах различного уровня.
Портфолио.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется следующая
таблица.
2.3. Оценочные материалы
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 2 года
обучения
Фамилия,
имя ребёнка
Дата
Название
Название работы
конкурса,
(художественный
выставки
материал)
Результат
Для оценки успешного развития обучающихся разработаны следующие
критерии:
Образовательные результаты обучающихся;
Творческая активность воспитанника.
Оценка результативности обучающихся по образовательной программе
осуществляется по двенадцати балльной системе и имеет три уровня оценивания:
Высокий (10-12 баллов);
Средний (5-10 баллов);
Достаточный (3-5 баллов).
Критерии выявления образовательных результатов обучающихся:
1. Владение теоретическими знаниями.
2. Применение знаний, умений, навыков в практике.
3. Креативность мышления.
4. Эстетический вкус.
Каждый критерий оценивается от 1-3 баллов. Общий балл оценки
обученности составляет сумма баллов по всем критериям. Максимальное
количество баллов - 12.
Определение уровня освоения программы
Высокий уровень от 10 до 12 баллов: - свободное оперирование знаниями,
умениями и навыками, полученными на занятиях; - свобода восприятия
теоретической информации; - высокая активность, быстрота включения в
творческую деятельность, в коллективную работу (инициативность); - большая
степень самостоятельности и качество выполнения творческих заданий; - свобода
владения специальным инструментами, материалами и оборудованием; - широта
кругозора; - творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при выполнении работы; - развитость
специальных способностей.
Средний уровень от 5 до 10 баллов: - хорошее оперирование знаниями,
умениями и навыками, полученными на занятиях; - невысокая степень
активности, невысокая инициативность; - небольшая степень самостоятельности
при выполнении творческих заданий, когда ребёнок нуждается в дополнительной
помощи педагога; - не очень высокое качество выполнения творческих заданий.
Достаточный уровень от 3 до 5 баллов: - слабое оперирование знаниями,
умениями, полученными на занятиях; - слабая активность включения в
творческую деятельность, выполняет работу только по конкретным заданиям.; слабая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий
(выполнять творческие задания только с помощью педагога); - обучающийся
проявляет интерес к деятельности, но его активность наблюдается только на
определенных этапах работы.
На основе данных критериев осуществляется дифференцированная работа с
обучающимися с использованием индивидуально - личностного подхода.
Критерии определения творческой активности воспитанника:
Мотивация личности. Ценностно-смысловое отношение воспитанника к
познавательной, практической коммуникативной деятельности.
Самостоятельность в познавательной, продуктивной коммуникативной
(в поступках, отношениях с товарищами) деятельности.
Удовлетворённость результатом деятельности.
Оценка критериев творческой активности воспитанника определяется при
наличии ( «+» или «-» ) и отмечается по двум уровням:
активный;
пассивный.
3. Список литературы
Литература для педагога
1.
Запаренко В.С. Энциклопедия рисования - Санкт-Петербург: Нева,
ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
2.
Курбатова Н.В. Учимся рисовать - М.: Слово, 2002.
3.
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. и др.- Изобразительное
искусство. Рабочие программы.- М.: Просвещение 2011.
4.
Пожарская А.В,. Забнева Н.С., Михайлова С.А., Казначеева С.А.,
Сарафанова Е.В., Сухарева Л.Л. Изобразительное искусство.- Волгоград:Учитель,
2014.
5.
Рутковская А. Рисование в начальной школе - М.: Олма-Пресс, 2003.
6.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль Академия развития,
7.
Федотова И.В. Изобразительное искусство-Волгоград Учитель, 2006 .
8.
Фиона Уотт Как научиться рисовать - М.: Росмэн, 2002.
9.
Фиона Уотт Я умею рисоватьМ.: Росмэн, 2003.
2006.
10. Хосе М. Паррамон Как писать маслом.- Санкт-Петербург: Аврора,1992.
11. Хосе М. Паррамон Путь к мастерству. Как рисовать - Санкт-Петербург:
Аврора, 1991.
12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство - М.:Просвещение, 2000.
9.Шалаева Г.П. Учимся рисовать - М.:Слово, 2004 .
13. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах - М.: Просвещение, 1983.
Литература для обучающихся и родителей
1.
Кастерман Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся – М.: Ниола - Пресс,
2.
Конева Г.М. Бумага: играем, вырезаем, клеим.- М.: АСТ - ПРЕСС, 2001.
3.
Никологорская О. А. Волшебные краски. Книга для детей и родителей.
2002.
М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
4.
Проснякова Т.Н. Кошки. - Самара: Учебная литература, 2007.
5.
Соколова О.В. Коллаж и ассамбляж. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
6.
Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. – М., 2007.
7.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2004.
8.
Ханова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2007.
9.
Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. Пер. с итал. Г.В.
Кирсановой. – М.: Мир книги, 2009.
10. Юртакова А.Э. Объемные фигурки животных из бумаги. – М.: Эксмо,
2009.
11. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. – М., 1988.