Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 210 «Корифей»
Принято:
Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023г.
№1
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназия № 210 «Корифей»
_____________А.А. Бабетов
Приказ от 01.09.2023 № 57/3-О
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Мини-футбол»
Возраст обучающихся:7-11 лет
Уровень освоения программы стартовый
срок реализации 1 год
Составитель программы
Учитель физкультуры
Высшей квалификационной категории
Эрперт Михаил Михайлович
Екатеринбург, 2023
1
№
I
1
2
3
4
5
II
1
2
3
4
5
6
7
8
III
Содержание
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Сводный учебный план
Планируемые результаты освоения курса
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методическое обеспечение
Материально-технические условия
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
Приложение
Мониторинг развития личности обучающихся
Стр.
3
6
7
8
9
17
18
20
21
22
23
26
27
29
2
I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Установлено, что у детей младшего школьного возраста идет интенсивное нарастание двигательных способностей. Поэтому необходимо в этот
период успеть сформировать двигательные умения и навыки. Практика
показывает, что наиболее успешное развитие двигательных способностей
происходит в том случае, когда ребенок достаточно много двигается,
совершенствуя разнообразные движения.
Направленность программы – физкультурно-оздоровительная.
Уровень освоения программы – стартовый.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана
программа:
⎯ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
⎯ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;
⎯ Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
⎯ Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и Организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41);
⎯ СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
⎯ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
⎯ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
⎯ Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
3
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" ;
⎯ Письмо Минобрнауки России «Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
⎯ Устав ОО;
⎯ Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназии № 210
“Корифей”.
Актуальность программы
Актуальность занятий физической культурой в начальных классах
заключается в гармоничном развитии ребенка. С психологической точки
зрения один из главных факторов занятий физической культурой - воспитание
чувства уверенности в себе, а также товарищеского отношения друг к другу.
Именно этому и способствуют занятия мини-футболом.
Мини-футбол обеспечивает правильное физическое развитие, улучшает
деятельность всех систем организма (нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и др.), комплексно развивает физические способности
(скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость).
При максимальной учебной нагрузке актуальность занятий физической
культурой еще более возрастает. В большей степени повышается роль
занятий, проведенных на улице.
Новизна программы и ее отличительная особенность
Особенность данной программы заключается как в постановке и
решении особых задач, так и в содержании и методике обучения.
Моя программа, в отличие от большинства других, решает
дополнительные задачи, прежде всего – задачи формирования уверенности
в себе, навыков самостоятельного принятия решений и саморефлексии, а
также воспитания чувства товарищества и взаимовыручки. Плюс к этому
программа решает воспитательные задачи, связанные с умственным,
нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.
Цель программы - создание активного запаса умений и навыков
(азбуки движений). И, последовательно, с помощью освоения азбуки
движений, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами игры в минифутбол):
Приобретение знаний, понятий, сведений в области мини-футбола
и футбола;
знакомство с двигательными действиями без мяча (бег, ускорения,
скоростные рывки с изменением направления движения, прыжки);
4
действия с мячом (удары, остановки, передачи, ведение, обводка,
ввод мяча в игру во время «стандартных» ситуаций);
техническая и тактическая подготовки, в том числе - техника игры
вратаря (ловля мяча, отбивание, перевод, броски мяча, выбивание ногой);
тактические действия (индивидуальные, групповые, командные).
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
активизация двигательной деятельности;
формирование правильной осанки;
закаливание (связано с занятиями на улице зимним минифутболом);
повышение всех физических качеств, в том числе выносливости –
основного показателя здоровья;
выявление способностей ребенка;
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватное
оценивание своих достижений и достижений других, оказывание помощи
другим, разрешение конфликтных ситуаций).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребенка к обществу, другим людям, самому себе);
воспитание у детей привычки думать перед выполнением
определённых упражнений, заданий, комбинаций, командных действий и
самостоятельно принимать решение;
повышение ориентации школьников на духовно-нравственные и
эстетические ценности игровой и соревновательной деятельности,
воспрепятствие желанию детей побеждать любой ценой, снижение
проявления грубости, насилия, агрессивности;
изменение ориентации школьников с внешних ценностей
(превосходство над противником, победа над ним и получение связанных с
этой победой ценных призов, наград) на внутренние, духовно-нравственные
ценности: преодоление самого себя, творчество, рыцарское поведение,
красота действий и поступков;
приобщение к трудовой деятельности (разметка поля и т. п.)
-
Основными темами учебного курса являются:
1. Основы знаний по футболу и мини-футболу
2. Перемещения по площадке (техника передвижений, остановок,
поворотов и стоек)
3. Удары по мячу
4. Остановки мяча
5. Передачи мяча
6. Ведение мяча
7. Обводка
5
8. Ввод мяча в игру во время «стандартных» ситуаций
9. Техническая подготовка
10.Тактическая подготовка
11. Общая физическая и специальная физическая подготовки
При освоении этих тем, они могут чередоваться, изучаться совместно и
дополнять друг друга.
2. Сводный учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Название раздела
Основы знаний по футболу
и мини-футболу,
инструктаж по технике
безопасности
Перемещения по площадке
(техника передвижений,
остановок, поворотов и
стоек)
Удары по мячу
Остановки мяча
Передачи мяча
Ведение мяча
Обводка
Ввод мяча в игру во время
«стандартных» ситуаций
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Общая физическая и
специальная физическая
подготовки
Соревнования
Итоговый контроль:
сдача нормативов; действия
во время двусторонних игр
ИТОГО:
Количество
часов по годам
обучения
Всего
В процессе занятий
2
2
10
6
8
10
8
10
6
8
10
8
2
2
В процессе занятий
10
10
6
6
4
4
2
2
68
68
6
3. Планируемые результаты освоения курса
Личностные
В процессе занятий у обучающихся формируется:
- желание учиться чему-то новому;
- способность почувствовать «ситуацию успеха»;
- чувство патриотизма, гуманистическая ценностная ориентация;
- чувство доброжелательности, отзывчивости, понимание чувств
других;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных
умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.);
- умение максимально проявлять физические качества при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре (мини-футболу, в частности).
Метапредметные
осваиваются следующие способы деятельности:
- умение оценивать правильность выполнения учебного задания,
собственные возможности его решения;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных заданий;
- Умение владеть методами наблюдения за динамикой развития
физических качеств (физической подготовленности);
- умение воспринимать спортивное соревнование как культурномассовое зрелищное мероприятие, проявлять адекватные нормы поведения,
неантагонистические способы общения и взаимодействия;
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме.
Предметные
приобретаются теоретические знания и практические навыки:
- история зарождения и развитие футбола и мини-футбола;
- освоение терминологии, принятой в мини-футболе;
- краткие сведения о строении и функциях организма человека;
- основы личной гигиены, причины травматизма при занятии минифутболом и правила его предупреждения;
- развитие физических качеств и правила их тестирования;
- преодоление трудностей, выполнение учебных заданий по
физической и технической подготовке в полном объёме;
- умение оказывать помощь товарищу при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику
их выполнения;
- умение организовать самостоятельные занятия мини-футболом;
- владение основами тактики и техники мини-футбола;
- знание основ судейства мини-футбола;
7
- участие в судействе товарищеских игр по мини-футболу;
- умение руководить командой.
4. Учебный план
№
п/п
1
2
Наименование разделов
и тем
Основы знаний по
футболу и мини-футболу,
инструктаж по технике
безопасности
Перемещения по
площадке (техника
передвижений, остановок,
поворотов и стоек)
Формы; методы
контроля
Количество часов
всего
практика
теория
Контрольные
вопросы
В процессе занятий
Наблюдение,
разбор ситуаций
2
1,5
0,5
3.1 Удар по мячу ногой
8
7,5
0,5
3.2 Удар по мячу головой
2
1,5
0,5
4.1 Остановка мяча подошвой
3
2,5
0,5
Оценка техники
выполнения
Остановка мяча
4.2 внутренней стороной
стопы
3
2,5
0,5
Оценка техники
выполнения
5.1 «Короткая» передача мяча
5
4,5
0,5
5.2 «Средняя» передача мяча
3
2,5
0,5
5
4,5
0,5
5
4,5
0,5
3 Удары по мячу
Оценка техники
выполнения
Оценка техники
выполнения
4 Остановки мяча
5 Передачи мяча
Оценка техники
выполнения
Оценка техники
выполнения
6 Ведение мяча
Ведение мяча внутренней
стороной стопы
Ведение мяча внешней
6.2
стороной стопы
6.1
Оценка техники
выполнения
Оценка техники
выполнения
8
7 Обводка
Оценка техники
выполнения
8
7
1
8.1 Ввод мяча в игру от ворот
1
0,8
0,2
Ввод мяча в игру из-за
боковой линии
1
0,7
0,3
8
8.2
9
Вод мяча в игру во время
«стандартных» ситуаций
Техническая подготовка
В процессе занятий
Оценка техники
выполнения
Оценка техники
выполнения
Оценка техники
выполнения
10 Тактическая подготовка
Тактика защитных
действий
5
4
1
10.2 Тактика нападения
5
4
1
6
6
-
Качественное
выполнение
-
Наблюдение,
разбор игровых
ситуаций
10.1
Общая физическая и
11 специальная физическая
подготовки
12 Соревнования
4
Итоговый контроль:
сдача нормативов;
13
действия во время
двусторонних игр
Итого
4
2
2
-
68
62
8
Качественное
выполнение
Качественное
выполнение
Педагогическое
оценивание
Дата начала занятий в объединениях дополнительного образования: 1
сентября 2023 года. Дата окончания учебного года: 26 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели, ,2-11
класс - 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели 5 дней.
Учебный
период
1 четверть
Дата
Количество
начала
окончания
01.09
27.10
недель
8 недель
9
2 четверть
07.11
29.12
8 недель
3 четверть
09.01
22.03
11 недель
4 четверть
01.04
26.05
7 недель
34 недели
Сроки и продолжительность каникул: осенние каникулы с 28.10.2023г. по
06.11.2023г. (10 дней); зимние каникулы с 30.12.2023г. по 08.01.2024г. (10
дней); весенние каникулы с 23.03.2024г. по 31.03.2024г. (9 дней); летние
каникулы с 25.05.2024г. по 31.08.2024г.
5. Содержание учебного плана
Раздел 1. Основы знаний по футболу. Инструктаж по технике
безопасности.
- Развитие футбола в России и за рубежом:
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе
физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и
Кубок России. Участие российских футболистов в международных
соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Российские и
международные юношеские соревнования (общероссийский проект «Минифутбол в школу», чемпионат России, чемпионаты Европы и мира).
Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский
футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры,
игроки.
- Терминология элементов футбола:
Понятие о спортивной технике, стратегии, системе, тактике и стиле
игры, понятие «зона», «персональная опека», «финты» и т.д.
- Строение и функции организма человека:
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая
роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние
занятий физическими упражнениями на организм занимающихся.
Совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания,
кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими
упражнениями и, в связи с этим, сохранение и укрепление здоровья, развитие
физических качеств, достижение оптимальных спортивных результатов.
10
- Профилактика травматизма при занятиях футболом:
Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание
самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия,
кровяное
давление.
Субъективные
данные:
самочувствие,
сон,
работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о
«спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения
переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины
травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание
первой помощи (до врача). Раны и их разновидности.
Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа
(поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание).
Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания
к массажу.
Раздел 2. Перемещения по площадке (техника передвижений, остановок,
поворотов и стоек).
- Стойка игрока.
- Перемещения в стойке приставными шагами боком.
- Перемещения в стойке спиной вперед.
- Ускорения, старты из различных положений.
- Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
- Бег «змейкой», «восьмеркой»
- Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед.
Раздел 3. Удары по мячу
Тема 3.1 Удар по мячу ногой
- Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы
(«щёчкой»), внутренней и средней частью подъема.
- Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком.
- Удары по прыгающему мячу внутренней и средней частью подъема.
- Удары по летящему мячу внутренней и средней частью подъема.
-Удары внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу.
- Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений,
посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на
точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход
двигающемуся партнеру.
Тема 3.2 Удар по мячу головой
Удары серединой лба без прыжка, в прыжке, с места и с разбега по летящему
мячу. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота.
11
Раздел 4. Остановки мяча
Тема 4.1 Остановка мяча подошвой
Остановка подошвой катящегося и опускающегося мяча, стоя на месте, в
движении вперед и назад. Остановка с переводом в стороны, подготавливая
мяч для следующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
Тема 4.2 Остановка мяча внутренней стороной стопы
Остановка катящегося и летящего мяча внутренней стороной стопы.
Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для следующих
действий и закрывая его туловищем от соперника.
Раздел 5. Передачи мяча
Тема 5.1 «Короткая» передача мяча
Передача мяча внутренней стороной стопы и внутренней частью подъёма.
Тема 5.2 «Средняя» передача мяча
Передача мяча внутренней и внешней частью подъёма.
Раздел 6. Ведение мяча
Тема 6.1 Ведение мяча внутренней стороной стопы
- Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения без
сопротивления защитника правой и левой ногой.
- Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления
защитника правой и левой ногой.
- Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости
ведения с пассивным сопротивлением защитника.
- Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости
ведения с активным сопротивлением защитника.
- Комбинации из освоенных элементов: остановка мяча, ведение, удар (пас).
- Ведение правой и левой ногой по прямой и по кругу, а также меняя
направление движения, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не
теряя контроль над мячом.
Тема 6.2 Ведение мяча внешней стороной стопы
- Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения без
сопротивления защитника правой и левой ногой.
- Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления
защитника правой и левой ногой.
- Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости
ведения с пассивным сопротивлением защитника.
12
- Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости
ведения с активным сопротивлением защитника.
- Комбинации из освоенных элементов: остановка мяча, ведение, удар (пас).
- Ведение правой и левой ногой по прямой и по кругу, а также меняя
направление движения, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не
теряя контроль над мячом.
Раздел 7. Обводка
Обманные движения (финты). Обманное движение - «уход» (при атаке
противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и
уйти с мячом в другую). Обманное движение - «удар по мячу ногой»
(имитируя удар, уход от соперника вправо или влево). Обманное движение –
«уход выпадом» (с переносом ноги через мяч). Финты ударом ногой с
убиранием мяча под себя. Обманное движение - «остановка во время ведения»
(с наступанием и без наступания на мяч подошвой). Обманное движение «пропуск мяча» (после передачи мяча партнером). Выполнение обманных
движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Раздел 8. Вод мяча в игру во время «стандартных» ситуаций
Тема 8.1 Ввод мяча в игру от ворот
Отличие ввода мяча в мини-футболе 5х5 (рукой вводит вратарь) и футболе
11х11 (ногой вводит любой игрок).
Ввод мяча из различных исходных положений с места и после разбега. Ввод
мяча на точность и дальность (ногой с рук и рукой).
Тема 8.2 Ввод мяча в игру из-за боковой линии
Отличие ввода мяча в мини-футболе 5х5 (ногой) и футболе11х11 (руками).
Ввод мяча из различных исходных положений с места и после разбега.
Раздел 9. Техническая подготовка
Содержание в темах (2; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2; 7; 8.1; 8.2)
разделов 2,3,4,5,6,7,8.
Раздел 10. Тактическая подготовка
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых
действий футболистов команды при расстановке по схемам: 1+3, 3+1.
Тема 10.1 Тактика защитных действий
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е.
выполнение «закрывания» и препятствование сопернику в получении мяча.
13
Совершенствование в перехвате мяча. Умение противодействовать передаче,
ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Умение взаимодействовать в обороне, осуществляя
правильный
выбор
позиции
и
страховку
партнёров.
Умение
взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных
комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием
вратаря.
Тактика вратаря. Умение организовать построение «стенки» при пробитии
штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; игра на выходах из ворот
при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывание
партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнение с
защитниками комбинаций при введении мяча в игру от ворот; введение мяча
в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Тема 10.2 Тактика нападения
Групповые действия. Умение взаимодействовать с партнёрами, используя
короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание».
Начало и развитие атаки из стандартных положений.
Командные действия. Умение выполнять обязанности в атаке на своём
игровом месте.
Раздел 11. Общая физическая и специальная физическая подготовки
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения
(круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища).
Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловища, повороты и
наклоны. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны,
назад.
Упражнения с набивным мячом (1 кг). Броски набивного мяча одной и
двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом,
зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Из упора присев кувырок
назад в упор стоя ноги врозь. Переворот в сторону. Лазание по канату с
помощью ног.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30 м. Челночный бег 3х10 м.
Многоскоки. Медленный бег до 10 мин. Бег по пересечённой местности
(кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м. Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание». Прыжки в длину с места. Метание малого мяча по коридору
шириной 10 м на дальность с разбега. Метение малого мяча в цель.
Преодоление полосы препятствий.
Подвижные игры. Игры с бегом, прыжками в высоту и длину, с метаниями
малого мяча на дальность и в цель.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м из
различных стартовых положений: сидя; лёжа; бега на месте. Ускорения на 15
14
– 30 м без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до
180 градусов. Бег боком и спиной вперёд. Обводка стоек. Рывок с мячом.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега
вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же,
выполняя в прыжке поворот до 180 градусов. Прыжки вверх с места и разбега,
выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с
элементами акробатики. Преодоление полосы препятствий. Подтягивание на
низкой (расстояние от пола – 90 см) и высокой перекладинах.
Раздел 12. Соревнования
- Основные правила соревнований по футболу.
- Судейство игр.
- Эстафеты с элементами футбола.
Раздел 13. Итоговый контроль:
сдача нормативов, итоговая оценка действий обучающихся во время
двусторонних игр (педагогическое оценивание).
Контрольные нормативы для полевых игроков и вратарей:
ОФП
Результаты
№
Контрольные нормативы
Челночный бег 3х10 м или
1
2
3
4
5
6
7
8
Бег 30 метров с высокого старта
(сек)
Метание теннисного мяча в цель с
6 м из трех попыток (количество
попаданий)
Кросс без учета времени (м)
Многоскоки (8 прыжков – шагов с
ноги на ногу) (м)
Лазание по канату с помощью ног
(м)
Полоса препятствий (количество
баллов)
Прыжок в длину с места (см)
Подтягивание на высокой
перекладине из виса
(количество раз)
7 лет
8 лет
9 лет
10-11
лет
10,3
10,0
9,3
9,0
6,2
6,0
5,5
5,3
1
1
2
2
300
300
500
500
8,5
10,5
12,5
12,5
1,0
1,5
2
2
7
7
9
9
130
140
145
150
4
4
5
5
15
по технической подготовке
Результаты
№
Контрольные нормативы
1 Удар по мячу на дальность (м)
Комплексное упражнение: ведение
10 м, обводка трех стоек,
поставленных на 12- метровом
2
отрезке, с последующим ударом по
воротам (2,5 х 1,2 м) с расстояния 6
м – из трех попыток (сек).
3 Бег на 30 м с ведением мяча (сек)
Жонглирование мячом ногами
4
(количество ударов)
7 лет
8 лет
9 лет
18
22
26
10-11
лет
28
15
12
9,5
8,5
-
-
6,5
6,5
-
4
8
8
Для полевых игроков:
1. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по
неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности
полета мяча производится от места удара до точки первого касания мяча
о землю по коридору шириной 10 м. Для удара каждой ногой даются три
попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой.
Конечный результат определяется по средней сумме лучших ударов
обеими ногами.
Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу
правой и левой ногой с расстояния: 11 м для обучающихся 7 – 8 лет и 17
м для обучающихся 9 – 11 лет. Отслеживается динамика продвижения
результатов.
2. Бег 30м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно
вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не
считая остановки за финишной линией. Упражнение считается
законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Фиксируются
правильность старта, количество касаний мяча, а на финише – время
бега.
3. Жонглирование мячом – выполняются удары правой и левой ногой
(серединой, внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой.
Удары выполняются в любой последовательности без повторения
одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары,
выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым
и левым бедром.
Для вратарей:
1. Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке –
выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой.
16
Высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного
мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак). Даётся три
попытки. Учитывается лучший результат. Отслеживается динамика
продвижения результатов.
2. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов)
выполняется с разбега (не выходя из-за пределов штрафной площади) по
коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не
засчитывается. Даются три попытки. Учитывается средний результат.
3. Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов)
выполняется по коридору шириной 3 м. Даются три попытки.
Учитывается средний результат. Отслеживается динамика продвижения
результатов.
II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее —
каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно17
эпидемиологическими требованиями.
Начало учебного года - 01.09.2022 г.
Окончание учебного года - 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года - 34 недели.
Продолжительность учебного года -34 недели
Сроки
и
продолжительность
1 четверти
Сроки и продолжительность осенних
каникул
Сроки
и
продолжительность
2 четверти
Сроки и продолжительность зимних
каникул
с 01.09.2022г. по 30.10.2022 г.
(количество учебных недель - 8)
с 31.10.2022 г. по 06.11.2022 г. (7
календарных дней)
с 07.11.2022 г. по 30.12.2022 г.
(количество учебных недель - 8)
с 31.12.2022 г. по 09.01.2023 г. (9
календарных дней)
Сроки
3 четверти
с 10.01.2023 г. по 09.03.2023 г.
(количество учебных недель - 9)
и
продолжительность
Сроки
и
продолжительность
весенних каникул
Сроки
и
продолжительность
4 четверти
Сроки и продолжительность
дополнительных каникул
с 09.03.2023 г. по 15.03.2023 г. (7
календарных дней)
с 16.03.2023 – 31.05.2023
(количество учебных недель - 10)
с 02.05.2023 г. по 05.05.2023 г. (4
календарных дня)
Сроки и продолжительность летних
каникул
Сроки промежуточной аттестации
1 полугодие
2 полугодие
с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. (92
календарных дня)
с 14.12.2022 г. по 26.12.2022 г.
с 15.05.2023 г. по 25.05. 2023 г.
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным директором.
2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы стартовый. Программа предполагает
минимальную сложность предлагаемого для освоения материала.
Программа содержит теоретический и практический материал в виде тем для
18
бесед и заданий, обеспечивающих развитие необходимых предметных
действий обучающихся, направленных на овладение основами физической
культуры (мини-футбола, в частности).
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 10-15
минутных бесед. При проведении бесед используются наглядные пособия,
учебные фильмы.
Обучение техническим приемам начинается с выполнения их в
наиболее простых условиях: удар по неподвижному мячу, ведение на малой
скорости и т. д. Обучение ударам и остановкам мяча проводятся
одновременно. При обучении школьников технике владения мячом очень
важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о
конкретном приеме.
Затем - обучение сочетаниям технических приемов, которые наиболее
часто встречаются в игре: остановка мяча - ведение - передача; остановка мяча
с уходом в сторону, далее: финт - ведение - передача и т. д. Наряду с этим
усложняются и задачи, стоящие перед обучающимися. Так, остановку мяча
выполняют уже в движении - вперед, назад или в сторону, передачу мяча низом или верхом, сильно или слабо и т. п. Основное внимание при этом
обращается на овладение, правильной двигательной структурой изучаемых
приемов, а также на умение согласовывать свои действия с движением мяча.
Обучение тактике игры начинают со зрительной ориентировки. Надо
научить обучающихся постоянно наблюдать за расположением партнеров и
соперников, оценивать обстановку и принимать решение до получения мяча
или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать
действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям
проводится в группах по 2-3 человека при двустороннем взаимодействии
защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия (с мячом и
без мяча), а другие - защитные действия. Обучение индивидуальным
действиям также включают в себя упражнения в выборе позиции для
получения мяча, опеки соперника, своевременной передаче мяча, перехвате
передачи, применении ведения, финтов и ударов по воротам.
Программа способствует формированию у детей целостного
представления о содержательном единстве мини-футбола (5х5) и футбола
(11х11).
Наполняемость – 10-20 человек.
Комплектование осуществляется с учётом возрастных, индивидуальнопсихологических и физических особенностей обучающихся.
Работа с обучающимися строится на трёх основных специфических
принципах физического воспитания:
- принцип всестороннего развития
а) связь физического воспитания с другими сторонами воспитания:
умственным, нравственным, эстетическим, трудовым. Двигательная
активность способствует формированию головного мозга, получению
информации, которая лежит в основе умственного развития. Передвигаясь,
19
человек получает впечатления;
б) гармония в развитии различных физических качеств.
Человек поднимается на этаж и задыхается, если нет выносливости. Суть в
том, что нельзя развивать одно физическое качество на высоком уровне без
оптимального уровня развития других физических качеств. К примеру, над
быстротой работать нельзя, не имея выносливости (восстановления);
- принцип оздоровительной направленности
Суть в том, что каким бы видом физических упражнений (или спортом)
не занимался человек, эти занятия должны положительно влиять на его
здоровье;
- принцип связи с жизнью (трудовой деятельностью)
Чем лучше физически развит человек, тем он более трудоспособен. Чем
большим числом двигательных навыков владеет человек, тем он легче
осваивает что-либо в трудовой деятельности. Например, футболист
легче осваивает вождение автомобиля, так как у него хорошая
координация.
Режим работы в соответствии с требованиями СанПиН на всех этапах
обучения следующий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Общий объем часов в год - 68.
3. Формы аттестации
20
Формы и методы контроля
Виды контроля, сроки
Текущий (в течение
всего учебного года)
Содержание
Выявление ошибок и успехов в
освоении материала
Формы/ методы
контроля
Контрольные вопросы
Наблюдение. Оценка
техники выполнения.
Разбор игровых
ситуаций
Итоговый (аттестация):
Конец 1-го полугодия
Конец 2-го полугодия
Конец
всего
обучения
Отслеживание динамики
развития технических и
физических качеств
Сдача нормативов
(см. раздел 13)
Отслеживание динамики
развития технических и
физических качеств;
определение уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по окончании
курса обучения каждого года
Сдача нормативов
(см. разделы 13)
Определение уровня
Сдача нормативов
(см. разделы 9 и 13)
курса сформированности знаний,
умений и навыков по окончании
всего курса обучения по
программе
Оценка действий
обучающегося
(педагогическое
оценивание) во время
двусторонних игр
Оценка действий
обучающегося
(педагогическое
оценивание) во время
двусторонних игр, в
том числе, на
соревнованиях
«Футбольная страна»
и общероссийского
проекта «Минифутбол в школу»
21
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации через сдачу нормативов и педагогическое оценивание действий
обучающегося во время двусторонних игр.
Сроки проведения аттестации:
предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия и предпоследняя учебная
неделя 2-го полугодия) устанавливаются администрацией образовательного
учреждения и фиксируются в его общем учебном плане (см. календарный
учебный график);
сроки проведения двусторонних игр оговариваются в начале сентября и
корректируются в течение учебного года.
4. Оценочные материалы
Оценочные
материалы
необходимы
для
установления
соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мини-футбол» по
итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие
формы определения результативности освоения программы: контрольные
вопросы, наблюдение, оценка техники выполнения, разбор игровых ситуаций
Критерии оценки результативности освоения программы:
- степень владения техническими приёмами;
- знание основ тактических действий и степень владения ими;
- проявление творческой индивидуальности в двусторонних играх.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и
их выполнение);
- познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
- регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);
- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения.
5. Методическое обеспечение
22
Обеспечение методическими видами продукции
Учебные пособия
Заваров А. Футбол. Уроки профессионала для начинающих (+DVD с
видеокурсом). – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.:ил.
2. Семёнов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков:
биологические и психолого-педагогические аспекты учеб.-метод.
пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 142 с.
1.
3
Массовый футбол. Организационно-методическое пособие для
преподавателей уроков физической культуры в общеобразовательных
учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных
школ. Общероссийская общественная организация «Российский
футбольный союз», Москва 2012.
Методические материалы
Видеопоказ тестов по технике осваиваемых элементов футбола в
исполнении педагога Эрперта М. М. (Задания для самостоятельного
выполнения обучающимися).
2 Видеоурок на координационную способность в исполнении педагога
Эрперта М. М. (Задания для самостоятельного выполнения
обучающимися).
3 Электронные презентации по темам курса - DVD с видеокурсом. – СПб.:
Питер, 2010.
4 Методические разработки педагога Эрперта М. М. «Тесты по технике
осваиваемых элементов футбола».
1
Дидактические материалы
1 Цветной альбом Российского Футбольного Союза (РФС) «Играйте в
мини-футбол!» Составители: Андреев С. Н., Алиев Э. Г.
2 Портреты работы художника П. Скотаря «Звёзды советского спорта».
Издательство «Плакат». Москва 1979 г.
3 Киноальбом «Суперфутбол», 8 DVD мирового футбола, спецвыпуск к
EURO 2012.
4 Таблицы с самостоятельным занесением обучающимися результатов игр
первенства гимназии по мини-футболу.
6. Материально-технические условия
23
6.1 Спортивное оборудование и инвентарь
№
Наименование спортивного оборудования и
Количество
инвентаря
1
Ворота для мини- футбола (комплект)
Д
2
Ворота складные малые для подвижных игр 1,2 x 0,8
м (комплект)
Д
3
Табло игровое (электронное/перекидное)
Д
4
Насос для накачивания мячей с иглой
Д
5
Манишки двухцветные
К
6
Сетка для хранения мячей
Д
7
Конус игровой
П
8
Комплект фишек (трех разных контрастных цветов)
К
9
Мячи футбольные № 4, 5
К
10
Мячи баскетбольные №5
Ф
11
Мячи волейбольные
Ф
12
Мячи для метания
К
13
Скакалки
К
14
Стойки для обводки
П
15
Рулетка 3м
Д
16
Секундомер
Д
17
Свисток
Д
18
Карточки для судейства
Д
19
Планшет магнитный
Д
20
Гимнастические скамейки;
Д
21
Гимнастическая стенка «шведская»;
Д
22
Маты гимнастические
Д
24
Для характеристики количественных показателей используются
следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на
группу);
К – полный комплект (на каждого обучающегося группы);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на
двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на
5-6 человек).
6.2 Список литературы
6.2.1 Список литературы для педагогов
1. Андреев Ю.А. «Три кита здоровья» Екатеринбург, Средне - Уральское
книжное издательство 1993
2. Велитченко В.К. «Физкультура без травм». М., «Просвещение» 1993
3. Хамзин Х.Х. «Сохранить осанку - сберечь здоровье». Народный
университет, факультет здоровья № 1, 1980 г. М., «Знание» 1980
4. Мини-футбол (футзал): Примерная программа для детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского резерва С. Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Ерёменко.
– М.: Советский спорт, 2010. – 96 с.
5. Андреев С. Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978. – 111 с.
6. Андреев С. Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
7. Максимейко И. Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в
спортивных играх. – Луганск: Знание, 2000. – 276 с.
8. Филин В. П., Фомин И. А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980. –
255 с.
9. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под общей ред. А. П.
Лаптева и А. А. Сучилина. – М.: ФиС, 1983. – 254 с.
10. Богин М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и
спорт, 1985
11. Мутко В. Л., Андреев С. Н., Алиев Э. Г. Мини-футбол – игра для всех. –
М.: Советский спорт, 2008. – 264 с.
12. Тюленьков С. Ю., Фёдоров А. А. Футбол в зале: система подготовки. – М.:
Терра-Спорт, 2000. – 86 с. (Библиотечка тренера).
13. Лобановский В. Р. Бесконечный матч. – М.: Физкультура и спорт,1989. –
191 с.
14. Савин А. В. Мировой футбол: кто есть кто: Полная энциклопедия. – М.:
Эксмо, 2007. – 752 с.: ил.
15. Андреев С. Н. Мини – футбол. – М.://Физкультура и спорт». 2008.
16. Алиев Э., Андреев С, Губа В. Мини-футбол, Учебник. -М.://
Советский спорт. 2012.
17. Врублевский Е.П., Модели тактики игры в футбол. -М.; // Спорт, 2020
25
18. Грамм А., Книга-тренер. Правила. Физическая подготовка.
Техника. Стратегия. Мастерство. М.; Эксмо, 2020
19. Губа В., Лексаков А. Теория и методика футбола. Учебник. -М.;// Спорт,
2020.
20. Губа В., Футбол. Программа для футбольных академий.-М;// Человек,
2015.
21. Сто одно упражнение для юных футболистов. Малькольм Кук, А.С.Т.
Астрель. Москва 2003 г
6.2.2 Список литературы для обучающихся
1. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных
спортсменов. М.: ФиС, 1985
2. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980
3. Правила игры в футбол. – М.: ФиС, 1981
4. Каменченко П. Олтаржевский Г., Легенды. История российского
футбола в фотографиях. – М.; //Красивая книга, 2018
5. Шакур М.Т. Как научиться играть в футбол. Финты звезд. //Харвест,
2020
6.3 Интернет-ресурсы
1. Большая олимпийская энциклопедия:
http://slovari.yandex.ru/dict/olympic
2. Газета «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентября:
http://zdd.1september.ru/
3. Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября»:
http://spo.1september.ru/
4. Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на
воспитание двигательной активности: Методические указания:
http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
5. Методические рекомендации по проведению уроков физической
культуры общеобразовательных школ на основе футбола (1-4 классы):
https://rfs.ru/projects/russian-football/nasha-smena/documents
6. Раздел «Футбол в школе» официального сайта Российского
футбольного союза»: https://rfs.ru/
7. Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт»
http://www.fismag.ru/ http://www.olimpizm.ru/
8. Он-лайн справочник: http://www.fizkult-ura.ru/ ФизкультУРА: сайт о
различных видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
9. Педагогическая библиотека: www.pedlib.ru
10. Педагогическая газета (молодой ресурс): www.pedgazeta.ru
11. Сайт «Я иду на урок физкультуры»: http://spo.1september.ru/urok/
http://fizkultura-na5.ru/
12. Уникальный образовательный портал в помощь
Учителю www.zavuch.info
13. Уроки здоровья
26
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\
14. Учительский портал: www.uchportal.ru
13. https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/
7. Рабочая программа воспитания.
Занятия физической культурой являются неотъемлемой частью
человеческой деятельности, личность человека может полностью
сформироваться и раскрыться лишь при помощи этих занятий. Двигательная
активность способствует формированию головного мозга, получению
информации, которая лежит в основе умственного развития. (Передвигаясь,
человек получает впечатления об окружающем мире). Определена связь
физического воспитания (как части физической культуры) с другими
сторонами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым.
Таким образом, с одной стороны занятия физической культурой служат
средством познания окружающего мира, а с другой – средством воспитания.
Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к
процессу обучения. Она должна составлять с ним органичное единство. Надо
стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим.
Разнообразные увлечения детей, связанные с двигательной
активностью, влияют на развитие их мыслей, силы воли, фантазии,
целеустремленности и сдержанности.
Физические качества развиваются у человека в течение всей жизни, но
немало важно, что многие физические качества развиваются сильнее в
младшем школьном возрасте. Знания о физических качествах в детском
возрасте послужат фундаментом для их будущего развития. В результате у
обучающегося поэтапно формируются представления, характеризующие
собственные интересы и предпочтения.
Физическое развитие обучающихся, как части их мировосприятия,
долгий и нелегкий путь. В процессе этого развития человеческие связи и
ценности переплетаются: под влиянием друзей, родителей, попутных
жизненных переживаний.
На пути детей имеет воспитательное влияние все: быт, помещения
(спортивные площадка и зал), спортивная одежда, формат собственных
межличностных отношений и общения с людьми, условия занятий и
организация собственного свободного времени, хобби. Всё это либо увлекает
обучающегося, либо настораживает и не привлекает, а даже порой вызывает
отвращение. Цель педагога состоит в том, чтобы заинтересовать
обучающегося в активизации его двигательной деятельности через
положительные эмоции и технически грамотное выполнение всех
необходимых элементов, движений, упражнений.
Можно говорить о том, что человек может воспринять и попробовать
познакомиться с любым видом спортивной деятельности. Педагогический
опыт показывает, что нельзя останавливаться на достигнутом, воспитывая и
27
развивая свой внутренний мир и личность. Занятия физической культурой в
различных направлениях, может обеспечить достойное физическое
воспитание. Это не значит, что человек должен полюбить все виды спорта
одинаково, каждый поймёт, что ему ближе в ходе знакомства с ними. (Так,
занимаясь мини-футболом, обучающийся осваивает основополагающие
принципы любой коллективной двусторонней игры с мячом).
Физическая культура помогает обучающимся творчески решать
жизненные задачи.
8. Календарный план воспитательной работы.
№
1
Мероприятия
Спортивные эстафеты между
обучающимися в классах, параллелях
Сроки
сентябрь
до середины
октября
Личные первенства по выполнению
октябрь
2 ударов по мини-футбольному мячу на
точность
3
Соревнования общероссийского
проекта «Мини-футбол в школу»
Прогнозируемый
результат
Повышение
ориентации
школьников на
духовнонравственные и
эстетические
ценности игровой и
соревновательной
деятельности,
воспрепятствие
желанию детей
побеждать любой
ценой, снижение
проявления
грубости, насилия,
агрессивности
Воспитание у детей
привычки думать
перед выполнением
определённых
упражнений, заданий
и самостоятельно
принимать решение
Изменение
ориентации
школьников с
ноябрь, внешних ценностей
декабрь (превосходство над
(ориенти- противником, победа
ровочно) над ним и получение
связанных с этой
победой ценных
призов, наград) на
28
внутренние,
духовнонравственные
ценности:
преодоление самого
себя, творчество,
рыцарское
поведение, красота
действий и
поступков
ОФП. Личные первенства по
дисциплинам в рамках тестирования
4
физической подготовленности и
приёма нормативов ВФСК ГТО
Беседа. Подвижные и спортивные
игры: Богатырские забавы»,«Гуляй,
5
Масленница!»
Беседа. Товарищеские игры в
6 параллелях по зимнему минифутболу
декабрь,
январь
февраль
март
Повышение всех
физических качеств,
в том числе
выносливости –
основного
показателя здоровья
Знакомство детей с
историческим
прошлым России.
Воспитание гордости
и уважения к
защитникам
Отечества
Приобщение к
трудовой
деятельности
(разметка поля и т.
п.).
Изменение
ориентации
школьников с
внешних ценностей
(превосходство над
противником, победа
над ним и получение
связанных с этой
победой ценных
призов, наград) на
внутренние,
духовнонравственные
ценности:
преодоление самого
себя, творчество,
рыцарское
поведение, красота
действий и
поступков
29
Беседа. Мониторинг уровня
физической подготовленности
7
обучающихся.
Сдача нормативов ВФСК ГТО
8
Беседа. Всероссийские массовые
соревнования «Футбольная страна»
апрель,
май
май
Повышение всех
физических качеств,
в том числе
выносливости –
основного
показателя здоровья
Изменение
ориентации
школьников с
внешних ценностей
(превосходство над
противником, победа
над ним и получение
связанных с этой
победой ценных
призов, наград) на
внутренние,
духовнонравственные
ценности:
преодоление самого
себя, творчество,
рыцарское
поведение, красота
действий и
поступков
30
31
III Приложение
Мониторинг развития личности обучающихся
Параме
тры
Мотива
ция
Критерии
- Выраженность
интереса к
занятиям.
- Самооценка
деятельности на
занятиях.
- Ориентация на
общепринятые
моральные
нормы и их
выполнение в
поведении.
Степень выраженности качества
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения.
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее
решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения
известных ему способов действия.
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет.
Баллы
1
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала.
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения
известных ему способов действий.
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает.
2
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить
дополнительную информацию.
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения
известных способов действия.
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает.
3
32
Уровень
развития
Познава
познавательной
тельная
активности,
сфера
самостоятельнос
ти
Регулят
ивная
сфера
Коммун
икатив
ная
сфера
-Произвольность
деятельности.
- Уровень
развития
контроля.
Способность к
сотрудничеству
Уровень активности и самостоятельности обучающегося низкий, при выполнении заданий
требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется.
1
Обучающийся недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется
внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
2
Обучающийся любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не
нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий.
3
Деятельность хаотична, не продумана, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей,
стимулирующая и организующая помощь малоэффективна.
Обучающийся осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные
действия и контролировать их.
1
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат, однако в процессе деятельности может отвлекаться, трудности преодолевает только
при поддержке педагога.
При выполнении действия обучающийся ориентируется на правило контроля и успешно
использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.
2
Обучающийся удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства,
проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия
и условий задачи, и вносит коррективы.
3
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать
партнера.
1
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии;
коллективное решение учебных задач).
2
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на
партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и
распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь.
3
33
34