Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Шахматы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 210 «Корифей»

Принято:
Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023г.
№1

Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназия № 210 «Корифей»
_____________А.А. Бабетов
Приказ от 01.09.2023 № 57/3-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся:7-11 лет
Уровень освоения программы стартовый
срок реализации 1 год

Составитель программы
Педагог дополнительного образования
Петров Вячеслав Александрович

Екатеринбург, 2023

1

№

1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1
2.2

Стр.

Содержание

Комплекс
основных
характеристик 3
образования
Введение. Пояснительная записка
3
Сводный учебный план
Содержание учебного плана. Планируемые
результаты.
Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы «Шахматы»

7
8
10
10
11

2.5.

Технологии, методы, формы, средства 13
обучения
Формы подведения итогов реализации 14
образовательной программы
Материально-технические условия
15

2.6

Рабочая программа воспитания

15

2.7.

Календарный план воспитательной работы

16

2.8.

Работа с родителями

17

3.

Список используемой литературы

18

Приложения

19

2.3
2.4.

\

2

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1

Пояснительная записка.

Ни для кого не секрет, что шахматы являются очень древней игрой. Они были
придуманы ещё во времена царской власти на Руси и уже тогда считалось, что играют в
шахматы исключительно умные и развитые люди. Если говорить более простыми словами,
то шахматы – это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной
доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной
композиции), науки и спорта.
Если вернуться к истории шахмат, то считается что она насчитывает не менее
полутора тысяч лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их
распространение во всём мире — «индийская», «византийская» и другие. Окончательно
правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться
международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам.
С 1924 года существует Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой
которой, начиная с середины XX века, проводится большинство международных
соревнований.
Актуальность программы «Шахматы» обусловлена тем, что раскрытие
интеллектуальных способностей обучающихся в процессе преподавания шахмат, будет
содействовать более активному формированию личности школьников как в начальной
школе, так и в основной школе. Игра в шахматы способствует развитию не только личности
учащегося, но и прежде всего его логического и комбинаторного мышления, способности к
анализу и обобщению. Игра в шахматы выступает прекрасным источником общения со
сверстниками.
В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного
игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика
сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими
противниками, с каждым на отдельной доске. Игра подчиняется определённым правилам;
в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не
только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков.
Новизна программы «Шахматы» состоит в том, что активное привлечение и
использование на занятиях материалов из классического наследия шахматной игры дает
возможность обучающемуся не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов
на законы теории и методов игры, но и помогает утвердиться во мнении о необходимости
и перспективности постоянных поисков, новых идей в изучаемых игровых позициях. Тем
самым активно стимулируются творческие способности юного шахматиста.
Направленность программы – спортивно-оздоровительное
Уровень освоения программы – стартовый.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
1.1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
1.2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

3

1.3 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
1.4 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
1.5 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
1.6 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
1.7 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
1.8 Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196» ;
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. №
09-3242;
2.1 Устав ОО;
2.2 Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназия № 210.
Цели и задачи программы
Цель: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных
способностей и творчества детей, готовить спортсменов для участия в соревнованиях
различного ранга.
Задачи:
1.Образовательные
- выявление и развитие шахматных способностей;
- овладение конкретными шахматными знаниями, необходимыми для применения в
турнирной практике;
-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для
шахматной деятельности;
2. Воспитательные
- развитие у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих
творческих возможностей;
- развитие сильных сторон характера;
- воспитание психологической устойчивости к поражениям, умения бороться с
депрессией, «звездной» болезнью и т.п.
3. Развивающие
- формирование представлений о шахматах как части общечеловеческой развития,
понимание значимости шахмат в других сферах деятельности;

4

- обучение абстрактно-логическому мышлению;
- развитие качеств настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.)
Плюсы от игры в шахматы:
- логическое мышление
Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся
задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия
решений, который разбирается в ВУЗовской программе.
Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма, становится
подсознательным и переносится в повседневную реальность.
Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу
жизнь.
- творческое начало
Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга.
Это оптимальный режим его деятельности.
Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что
творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться
нереализованным.
Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим
способностям выйти на поверхность. Возможно, вы знаете, что гроссмейстер Марк
Тайманов был всемирно известным музыкантом, чемпион мира Василий Смыслов
великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.
Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей.
- самостоятельность
За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и
проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно, спросить совета не у кого.
Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в
результате собственных решений.
Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.
- ответственность
Самостоятельность формирует ответственность. Решения за доской требуют
концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.
Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и
находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в
жизни.
- эмоциональный интеллект
Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать
эмоции других людей.
Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное
значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали
развитым эмоциональным интеллектом.
Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять
ими. А значит и самими окружающими людьми, ибо именно эмоции – спусковой механизм
при принятии решений.
Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится
понимать его состояние, предугадывать решения.
5

Есть, конечно, и обратная сторона медали. На самом деле, язык даже не
поворачивается назвать это минусами и поэтому я скажу так – недостатки.
Недостатки постоянной шахматной практики:
1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком
много, это может иметь «побочные» эффекты.
Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на
задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не
обойтись.
Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами
понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты
полноценной жизни.
2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом
стереотип. Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические
затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –
два кило.
Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем
большинство шахматистов с удовольствием пользуются.
В качестве вывода можно сказать, что совершенно точно данные недостатки в полном
объёме компенсируются огромной пользой от занятия шахматами, о который было сказано
ранее.

6

1.2. Сводный учебный план
№

Название раздела/блока
тем

Количество часов обучения

всего

Основы знаний игры в
шахматы, инструктаж по
технике безопасности
Объяснение правил, целей и
плюсов игры в шахматы.

2

4

3

Изучение разновидности
фигур и их передвижение
по шахматной доске.

4

практика

теория

Формы и методы
контроля

1

Контрольные
вопросы

2

2

Наблюдение,
разбор ситуаций

6

4

2

14

10

4

5

Решение простейших
шахматных задач на
постановку мата в 1,2 хода.
Тактические приёмы

Объяснение с
демонстрацией на
магнитной доске.
Наблюдение,
разбор ситуаций
Качественное
выполнение

6

Игровой практикум

16

16

7

Промежуточная аттестация
обучающихся

4

4

1

2

10

10

Объяснение с
демонстрацией на
магнитной доске
Наблюдение,
разбор ситуаций
Педагогическое
оценивание

Итого: 68 часов
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
В процессе занятий у обучающихся формируется:
- желание учиться чему-то новому;
- способность почувствовать «ситуацию успеха»;
- чувство ответственности за итоговый результат
- чувство доброжелательности, отзывчивости, понимание чувств других;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
Метапредметные осваиваются следующие способы деятельности:
- умение оценивать правильности выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение организовывать свое рабочее место;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
7

- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-выявлять закономерности и проводить аналогии
- знать правила хода и взятия каждой из фигур
- лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
- взятие на проходе,
-превращение пешки.
- основные тактические приемы;
- термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
1.3. Содержание учебного плана
1. Основы знаний игры в шахматы. Инструктаж.
Введение









1. На начальном этапе происходит знакомство:
Знакомство обучающихся с образовательной программой, правилами работы в
учебной группе, перспективами роста обучающихся.
Получение информации о каждом ученике группы, рассказ о себе, традициях
детского объединения шахматистов.
Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Ознакомление детей с шахматными фигурами и терминами. Так же происходит
формирование групп на «более сильные» и «более слабые» и передача данного
списка классным руководителям.
2. Объяснение правил, целей и плюсов игры в шахматы
Задачи по шахматной тематике.
Решение задач – один из основных компонентов в становление любого шахматиста.
Задачи разных уровней сложностей помогают детям находить красивые варианты для
победы непосредственно в партии, а также носят соревновательный характер в
процессе самого решения.
Просмотр партий чемпионов мира – не менее увлекательное занятие для детей. Ведь
такие известные люди в шахматном мире, как Таль, Фишер, Капабланка, Карпов,
Каспаров и др. являются примером и своеобразным эталоном игры в шахматы для
каждого ребёнка. Кроме того, гроссмейстеры применяют в своём творчестве много

8

позиционной игры и тактических моментов, что является полезным для каждого
ученика.
 Легенды и забавные истории игры в шахматах.
 Шахматная нотация.
 Рокировка.
 Ценность фигур.

3. Изучение разновидности фигур и их передвижение по шахматной доске.
 Шахматная доска.
 Шахматные фигуры.
 Ходы и взятие фигур.
 Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно





расставляют начальную позицию.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план
действий. Тренер-преподаватель играет с учениками ограниченным числом фигур.
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля» и не перепрыгивая их.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалось под
ударом черных фигур.
«Двойной удар». Белой фигурой надо попасть одновременно на две черные фигуры. 
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника.

4. Решение простейших шахматных задач на постановку мата в 1,2 хода
 Пешечные окончания. Правило квадрата. Окончание король и пешка против короля.
 Эндшпиль. Рассмотрение позиций, в которых король сильнейшей стороны не может



помочь своей пешке пройти в ферзи. Когда действует правило квадрата. Строение
квадрата мысленно. В каких случаях правило квадрата неприменимо.
Король и крайняя (ладейная) пешка против короля. Значение расположения короля
сильнейшей стороны. В каких случаях получается ничья.
Король и не крайняя пешка против короля. Позиции, в которых лишняя пешка у одной
из сторон не крайняя. Основная позиция, к которой рано или поздно приходят все
окончания с не крайней пешкой. Особенности основной позиции. Оппозиция ближняя,
оппозиция дальняя.
Разыгрывание позиций король и пешка против короля.


5. Тактические приёмы:
 Геометрические мотивы. Объяснение терминов. Арсенал тактических средств:




двойной удар, связка, открытое нападение, открытый шах, двойной шах, завлечение,
отвлечение, блокировка, перекрытие, устранение защиты, освобождение линии и поля.
Фигуры, пригодные для использования геометрических мотивов. Рассмотрение
приемов. Связка.
Нападение линейной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на фигуру противника, которая
прикрывает собой другую фигуру, участвующую в связке: связывающая, связанная,
прикрываемая.
Типы связок: полная и неполная. Рассмотрение приемов связки.

9

 Решение шахматных комбинаций с сочетанием тактических идей.
Участие детей в конкурсах предоставляет им возможность проявить себя и, к тому
же, получить за это небольшой подарок.
5. Игровая практика.
 Сама партия с соперником – это лучший способ получения практики игры в шахматы.
Ведь можно сколько угодно изучать теорию и решать задачи, но если это не будет
закреплено на практике, то толку от этого много не будет.
Поражение – не повод расстраиваться. Данный этап состоит исключительно из
разговоров с детьми. Поражение – это очень непростой момент, из-за которого дети могут
сильно расстроиться, заплакать или даже сказать, что больше не хотят играть в шахматы.
Необходимо рассказать детям и донести до них мысль о том, что проигрывают все и в
скором времени обязательно придут победы.
 Соревнования, консультационные партии, сеансы, анализы сыгранных партий,
тренировочные игры, блицтурниры, квалификационные турниры.

 Выход на соревнования между школами.
Это финальный этап, когда дети представляют свою школу и играют уже не со
своими друзьями, а с ребятами из других школ. Здесь и происходит настоящая проверка на
прочность, так как ребята понимают, что представляют уже целую школу.
6. Промежуточная аттестация
 Значение и порядок проведения контрольных нормативов.
Решение контрольных задач и тестов

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении образования
для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и
продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.

Дата начала занятий в объединениях дополнительного образования: 1 сентября 2023
года. Дата окончания учебного года: 26 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели, ,2-11 класс - 34
учебные недели. Продолжительность учебной недели 5 дней.
Учебный период
1 четверть
2 четверть

Дата
начала
01.09
07.11

Количество недель
окончания
27.10
29.12

10

8 недель
8 недель

3 четверть
4 четверть

09.01
01.04

22.03
26.05

11 недель
7 недель
34 недели

Сроки и продолжительность каникул: осенние каникулы с 28.10.2023г. по
06.11.2023г. (10 дней); зимние каникулы с 30.12.2023г. по 08.01.2024г. (10 дней);
весенние каникулы с 23.03.2024г. по 31.03.2024г. (9 дней); летние каникулы с
25.05.2024г. по 31.08.2024г.
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием, утвержденным
директором.
2.2. Условия реализации программы
Программа «Обучение игре в шахматы» фактически является этапом начального
обучения игре в шахматы. После ее окончания воспитанники могут продолжить занятия в
объединении по программе «Шахматы» для среднего школьного возраста. Максимальная
наполняемость группы первого года обучения – от 16 до 20 человек.
Режим занятий по программе «Шахматы» соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03. Таким
образом, условия реализации образовательной программы «Обучение игре в шахматы» в
достаточной степени соответствуют поставленным цели и задачам, способствуют их
решению, обеспечивают качество учебно-развивающей деятельности учащихся.
Срок реализации программы – 1 год.
Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает
следующее:
 развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска,
наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных
позиций эндшпиля и др.;
 развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и
ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию,
умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники
расчета вариантов и т.п.;
 развитие внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса,
необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и
упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;
 развитие творческого воображения – необходимость находить в решении
специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого
был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа;
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических
умений и навыков.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 10-15 минутных бесед.
При проведении бесед используются наглядные пособия.

11

В процессе формирования игровых навыков к решению тактических позиций
дополняются задания логического характера, нацеливающие детей на анализ ситуации,
логические размышления и выяснение причинно-следственных связей, способствующих
возникновению той или иной позиции или игровой ситуации. Решение комбинаций,
способствует усилению концентрации внимания, так как требуется быстрый и точный
расчёт вариантов и важно не пропустить какой-нибудь возможный контрудар противника.
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса по
дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы»
При организации учебно-тренировочных занятий по программе «Шахматы» педагог
руководствуется следующими принципами:
 систематичности и последовательности – содержание обучения и учебнотренировочный процесс должны подчиняться определенной логике, быть связанными и
систематизированными;
 сознательности и активности – учащиеся должны осознанно усваивать знания и
приобретать умения в процессе практической деятельности;
 доступности – содержание, объем изучаемого материала и методы его изучения
соответствуют уровню интеллектуального и физического развития учащихся;
 связи теории с практикой – изучение теоретического материала осуществляется в
тесной связи с раскрытием важнейших путей его использования в жизни.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому
очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха
возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без
воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения
режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

12

2.3 Технологии, методы, формы, средства обучения.
I. По подходу к ребенку:
- Личностно-ориентированные технологии
II. По преобладающему (доминирующему) методу:
1. Репродуктивные
- Объяснительно – демонстрационные (объяснение, рассказ, беседа, лекция,
иллюстрация, демонстрация).
2. Игровые
Ш. По организационным формам:
1. Индивидуальная технология обучения (обьяснение каких-либо непонятных,
спорных моментов в индивидуальном порядке ребёнку, решение задач по этой тематике
для закрепления материала).
2. Групповые технологии
3. Технология КСО (коллективный способ обучения)
IV. По категории обучающихся:
1. Массовая технология – рассчитана на усредненного ученика.
2. Технологии работы с особыми детьми: трудными воспитанниками, одаренными
детьми.
Обучение шахматным навыкам, примам происходит путём показа некоторых
позиций на демонстрационной доске, которой оснащён шахматный кабинет и словесных
объяснений.
Шахматная тренировка (экзерсис) – это достаточно сложный процесс, требующий
внушительной умственной нагрузки и полного погружения ребёнка в изучаемую тему. В
процессе тренировки дети прорабатывают свои варианты решения задач и в конце делают
работу над ошибками.
Без целеустремлённости, выдержки, настойчивости со стороны ребёнка и педагога
невозможно добиться силы и выносливости, которые так необходимы при выработке
умений и навыков.

13

2.4 Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формы и методы контроля.
Виды контроля, сроки

Содержание

Формы/методы контроля

Текущий (в течение
всего учебного года)

Выявление ошибок и успехов наблюдение, беседа
в освоении материала

Итоговый
(аттестация):

Осуществление
диагностических процедур

конец 1-го полугодия
конец 2-го полугодия
конец всего курса
обучения

отслеживание динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения
определение уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по
окончании курса обучения
каждого года) определение
уровня сформированности
знаний, умений и навыков по
окончании всего курса
обучения по программе

Внутришкольный итоговый
шахматный турнир с
разбором типичных ошибок

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении аттестации
через механизм внутришкольного турнира и как следствие оценивания результатов
выступление детей. Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном
плане.
Первые несколько месяцев проводятся контрольные уроки, а в конце каждого
триместра – шахматные турниры с целью подведения итогов и награждения победителей.
Так же награждение может послужить отличным способом мотивации для тех детей, кто
не попал в призовые места. Всё это проводится с целью показать работу коллектива, его
достижения родителям, коллегам, а также выявить индивидуальные особенности ребёнка.
Критерии оценки эффективности результатов обучения:
1. Сформированность основных компетенций;
2. Наличие знаний теоретического материала и умение использовать их на
практике;
3. Положительные результаты творческих достижений воспитанников (участие в
конкурсах и городских, областных, региональных турнирах, выполнение разрядов).
14

2.5. Материально- техническое обеспечение
№
п/п

Условия реализации
программы

1.

Материальнотехническое
оснащение

Описание условий реализации
программы

Наличие кабинета, оборудование
спортивный инвентарь:

Колво
и

-демонстрационная

шахматная доска с
набором магнитных фигур;
-шаблоны горизонтальных,
вертикальных и
диагональных линий;
-шахматные доски с набором шахматных фигур
(1 комплект на двоих);
-шахматные часы.
- Видео и музыкальные материалы (флеш

2

Санитарногигиенические

3.

Кадровый

3.

Финансово-ресурсные

1

1

15
1

карта, видео)
-Столы и стулья соответствующих размеров
15
-Проветривание кабинета.
-Освещение в соответствие с санитарными
нормами
Занятия проводит педагог, умеющий играть 1
в
шахматы,
занимающийся
самообразованием и способный привлечь к
занятиям детей
Пополнение и приобретение спортивного
оборудования

2.6. Рабочая программа воспитания
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с
активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить
быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать
её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для
раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном
конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат,
сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно
логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической
работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или
практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным
систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности
адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

15

На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в
образовательный процесс, что позволяет по достоинству 4 оценить эффект воздействия
этой игры на развитие детей младшего школьного возраста. «Без шахмат нельзя
представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в
шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной
культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание
занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А.
Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение детьми данного
вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и
эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств,
изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости,
сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового
компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность,
экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов
спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт
вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти
идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного
видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии
оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
2.7. Календарный план воспитательной работы.

№

Сроки
Мероприятия

День открытых дверей –
информационное
Вторая неделя
1
мероприятия для детей
сентября
и их родителей

Просмотр фильма
2
«Шахматы для детей»

Вторая неделя
декабря

Прогнозируемый результат

Знакомство с работой кружка, тренером.
Проявление интереса к игре шахматами
как к школе по формированию личности
Приобщение детей игре шахматами.
Изменение ориентации школьников с
внешних ценностей (превосходство над
противником, победа над ним и
получение связанных с этой победой
ценных призов, наград) на внутренние,
духовно-нравственные ценности:
преодоление самого себя, творчество,
красота действий и поступков
Отражение индивидуальных качеств
обучающихся.

3 Открытые уроки

Раз в полугодие

16

Сформированность основ шахматной
культуры и приобретение основных
качеств сотрудничества с противником

4

Сеанс одновременной
игры

декабрь,январь

5

Участие в городском
шахматном турнир

февраль

Шахматный турнир по
6 окончании учебного
года

Апрель, май

Изучение психологических качеств
обучающихся. Повышение всех
физических качеств, в том числе
выносливости – основного показателя
здоровья

Приобщение к трудовой деятельности
(разметка поля и т. п.).

2.8. Работа с родителями
Воспитание ребенка в образовательном учреждении и воспитание в семье – это
единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень
важно с первого года обучения и воспитания детей в шахматном коллективе сделать
родителей соучастниками педагогического процесса.
Цель:
Организация тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением,
установление единой педагогической позиции.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Привлечение родителей к сотрудничеству, предоставить им возможность стать
активными участниками деятельности коллектива.
- Изучение творческих возможностей семей.
- Организация совместного творчества детей и родителей.
- Распространение новостей и пропаганда идей, связанных с развитием
инновационных процессов в дополнительном образовании;
- изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности
образовательной деятельностью.
Решение этих задач реализуется через следующие формы работы:
- участие родителей в жизни шахматного коллектива;
- организация связи с родителями путём общения через социальные мессенджеры
(Whats up, Telegram);
- ежегодные отчеты перед родителями и учителями гимназии о результатах работы
за год;
- вводные, открытые уроки и концертные мероприятия для родителей;
- мероприятия, организуемые и проводимые для родителей, учеников и учителей;

17

3. Список использованных источников
1. Линдер И. М. Эстетика шахмат. М.: 1981. 240 с. Серия: Шахматное искусство.
2. Лучицкая С. Метафоры средневекового общества: тело, здание, шахматы // «На
меже меж Голосом и Эхом». Сб. статей в честь Т. В. Цивьян. М., 2007, с. 269—275
3. Джеймс Ид. Шахматы для "начинающих" — 2-ое. — М.: «Диалектика», 2008. —
С. 336.
4. Гарри Каспаров. Человек и компьютер. Взгляд в будущее = Garry Kasparov. Deep
Thinking: Where Machine Intelligence Ends and Human Creativity Begins. — М.: Альпина
Паблишер, 2018. — 224 p. — ISBN 978-5-9614-6631-7.

18

Приложения

1. Инструктаж по технике безопасности
Во время занятий
1. Учащиеся во время занятий обязаны соблюдать дисциплину и слушаться педагога.
2. Нельзя устраивать потасовки и кидаться какими-либо предметами, так как это может
привести к травмам.
3. Учащиеся должны уважительно относиться друг к другу. Словесные оскорбления и
выпады по отношению к своему товарищу запрещаются, так как могут нанести
моральный вред.
4. Нельзя пользоваться во время занятий средствами, которые могут привести к пожару
(зажигалки, спички и т.п.).
5. Нельзя сорить в помещении.
6. Во время занятий и перерыва не выходить на улицу без сопровождения взрослого.
7. Нельзя пользоваться устройствами, подключенными к электросети.
8. Во время занятий отключать мобильные телефоны, так как звонки и разговоры
мешают проведению занятий.
9. Во время перерыва не шуметь, чтобы не мешать ребятам, занимающимся в других
кабинетах.
10. Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Во время выездных соревнований
1. Добираться до места соревнования и обратно в сопровождении тренера или
родственников.
2. Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, в котором проводится
соревнование. 3. Подчиняться судьям соревнований. 4. Соблюдать «Шахматные правила
ФИДЕ».

19

2. Контрольные задачи для определения умений обучающихся учебных
групп Начальной подготовки 1 года обучения по шахматам.
№1 Б: Крh7,Фh1,Лa4,Cf2,Kd4 Ч: Крe5,пп:f6 Ход белых. Мат в 1 ход.
№2 Б: Крb1,Фh2,Ce6,Kh3 Ч: Крe4,пп:d3,e3 Ход белых. Мат в 1 ход.
№3 Б: Крa4,Лf7,Ch2,Kb4,пп:b7 Ч: Крa7,Kd7 Ход белых. Мат в 1 ход.
№4 Б: Крf1,пп:a2,d4 Ч: Крf3,пп:e6,f7 Ход белых. Выигрыш.
№5 Б: Крf4 Ч: Крa5,пп:a7 Ход белых. Ничья. Б: Крf4,пп:g4 Ч: Крh7 Ход
белых. Выигрыш.
№6 Б: Крc4,Лd3,пп:b2 Ч: Крa4,Лa5,Cb4 Ход белых. Мат в 2 хода.
№7 Б: Крe1,Фe2, Лa1,Лh1,Cd3,Cg5,Kf3,пп:a2,b2, c2,d4,f2,g2,h2 Ч:
Крg8,Фd8,Лa8, Лf8,Cc8,Ce7,Kf6пп:a7,b6,c7,e6,f7,g7,h7 Ход белых. Выигрыш
фигуры.
№8 Б: Крg3,Фb3,Cd1,пп:a2,f2,g2,h3 Ч: Крa8,Лa3,Cf8,пп:a7,b6,e6,f7,g6,h5 Ход
белых. Как спасти ферзя?
№9 Б: Крb4,Cg4 Ч: Крc6,Фh1,пп:b5,b6 Ход белых. Ничья.
Примечания: для НП-1 года обучения 9-10 правильных ответов – 5 баллов 78 правильных ответов – 4 балла, 5-6 правильных ответов – 3 балла
Контрольные тесты для определения знаний обучающихся учебных
групп Начальной подготовки 1 года обучения по шахматам.
1.Ферзь ходит как:
а) слон и конь
б) ладья и слон
в) конь и король
2. Сколько всего фигур на доске:
а) 16
б) 32
в) 8
3.Сколько всего полей на доске:
а) 32
б) 16
20

в) 64
4. Что обозначает каждая буква на шахматной доске: а) диагональ
б) горизонталь
в) вертикаль
5. Что обозначает каждая цифра на доске:
а) диагональ
б) гори
в) вертикаль
6. Какую фигуру нужно переставлять первой при рокировке: а) короля
б) ладью
в) короля и ладью одновременно 7. Шах – это:
а) нападение на фигуру
б) нападение на короля
в) нападение на ферзя
8. Рокировку можно делать когда:
а) шах королю
б) нет фигур между королем и ладьей
в) есть битое поле 9. Как ходит слон:
а) по горизонтали
б) по диагонали
в) по вертикали
10. Как ходит ладья
а) по вертикалям и горизонталям
б) по диагоналям и вертикалям
21

в) по диагонали
11. Мат невозможно поставить:
а) двумя ладьями
б) слоном и конем
в) королем и конем
12. Где чаще всего ставится мат двумя ладьями:
а) в центре доски
б) на 3-й горизонтали
в) на краю доски
13. Какие фигуры участвуют в рокировке:
а) короля и слон
б) король и ферзь
в) король и ладья
14. Ничья тогда, когда:
а) вечный шах
б) осталась одна ладья
в) остался один ферзь
15. Целью игры в шахматы является:
а) пат
б) мат
в) шах
16. Какие фигуры называются легкими:
а) ферзь и ладья
б) слон и конь
22

в) король и пешка
17. «Взятие на проходе» - это:
а) взятие фигурой пешки
б) взятие пешкой пешку
в) взятие пешкой пешку, которая из своей начальной позиции пошла через
одну клетку
18. Что нужно делать в начале партии:
а) развивать ферзя
б) развивать легкие фигуры
в) ходить крайними пешками
19. Какое поле должно быть в правом крайнем угл от шахматиста:
а) h1
б) a1
в) a8
20. Как называется, когда на короля не нападают и ему некуда ходить:
а) мат
б) пат
в) шах

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».