Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Гимназия № 210 «Корифей»
Принято:
Педагогический совет
МАОУ Гимназия № 210 «Корифей»
Протокол от 28.08.2023 № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Гимназия №210 «Корифей»
________________________/ Бабетов А.А. /
Приказ 01 сентября 2023 г. № № 57/42-О
Легоконструирование
(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
для детей 6,5-9 лет, срок реализации – 2 года)
Составил:
Педагог дополнительного
образования
Т.В. Ермолина
Уровень: базовый
г. Екатеринбург, 2023 г.
№
Содержание
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик образования
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Сводный учебный план
6
1.3.
Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые
результаты
7
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1
Календарный учебный график
12
2.2
Формы аттестации. Оценочные материалы
19
2.3
Технологии, методы, формы, средства обучения
21
2.4
Методическое обеспечение
23
2.5
Материально-техническое обеспечение
24
2.6
Рабочая программа воспитания
25
2.7
Календарный план воспитательной работы.
26
2.8
Работа с родителями
27
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Легоконструирование» раскрывает для младших
школьников мир техники. Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием,
а,
следовательно,
активизирует
мыслительно-речевую
деятельность детей, развивает конструкторские способности, техническое и образное
мышление, воображение и фантазию. В процессе взаимодействия во время
конструирования у детей развиваются навыки общения и взаимопомощи, расширяется
кругозор, что позволяет поднять на более высокий уровень развитие их познавательной
активности.
Основным содержанием данного курса являются: изучение основ конструирования
на примере образовательного набора «Простые механизмы».
Направленность программы – техническая.
Уровень освоения программы – базовый.
Программа «Легоконструирование» составлена на основе программных разработок
Lego Mindstorms, с использованием пособий и разработок Lego education – официальный
сайт http://education.lego.com., ориентирована на младших школьников, составлена в
соответствии с нормативными документами.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196";
Письмо
Минобрнауки
России
Методические
рекомендации
по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Устав ОО;
Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназия № 210
«Корифей».
Актуальность дополнительной образовательной программы
В последние годы в российском образовании все более популярным становится
легоконструирование. На сегодняшний день многие образовательные организации
перешли на активное использование наборов лего в образовании.
Многие практики легоконструирования рассматривают данную образовательную
область как инновационную технологию педагогики, направленную на то, чтобы
приобщить
учащихся к
инженерному творчеству, формированию
умений
программирования, конструирования и моделирования.
Одним из приоритетных направлений воспитания младших школьников является
техническое и инженерное творчества, в котором легоконструированию выделяется
особое место, так как оно обладает большим воспитательным потенциалом. Особое
значение введения образовательной робототехники в школе является дефицит
квалифицированных педагогических кадров, имеющих способности к преподаванию
легоконструирования.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы:
Развитие общеучебных навыков учащихся 1-2 классов с помощью
конструирования и моделирования на базе конструктора «Lego».
Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира
через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
Ознакомить с основными принципами механики
развивающая:
развивать
регулятивную
структуру
деятельности,
включающей
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для
решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата
при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развивать навыки конструирования.
развивать индивидуальные способности ребёнка.
развивать образное, логическое, техническое мышление и умение выразить
свой замысел;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
мотивационная: создание комфортной обстановки на занятиях, включение в
активную деятельность коллектива, поощрение. Повышение интереса к учебным
предметам посредством конструктора ЛЕГО.
социально-педагогическая: создать условия для общения, самовыражения,
формирования дружного коллектива, формировать основы общей культуры, соответствующей
требованиям современного общества, научить работать самостоятельно и в коллективе,
воспитывать культуру поведения, речи; прививать любовь к родной земле, ее культуре,
облагораживать чувства и мысли, коммуникативные умения и способность строить
комфортные коммуникативные отношения в микрогруппе и коллективе.
обучающая:
развивать техническое мышление, формировать умения самостоятельно
решать поставленную задачу через реализацию метопредметных связей;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке
моделей;
оздоровительная: сохранение здоровья детей младшего школьного возраста и
формирование здорового образа жизни.
1.2 СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название раздела\блока тем
Вводное занятие. Знакомство с
правилами работы с конструктором.
Конструкция.
Устойчивость
и
надежность конструкции.
Элементы анализа системы.
Рычаговые конструкции.
Колесо и ось
Механическая передача.
Моделирование историй.
Итоговый контроль:
ИТОГО:
Количество часов по годам
обучения
1 год
2 год
Всего
1
1
2
3
3
6
6
4
5
5
10
2
36
6
4
5
5
10
2
36
12
8
10
10
20
4
72
Планируемые результаты:
Личностные:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию;
умение формулировать свое мнение и выслушивать мнение товарищей.
Метапредметные:
стремление узнавать новое;
владение первоначальными навыками планирования своих
действий; стремление выбирать наиболее эффективные пути для решения поставленных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; владение
навыком оценки правильности выполнения учебной задачи, умение находить собственные
возможности ее решения;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение первоначальными навыками работы в команде.
Предметные:
умение определять часть и целое;
знание деталей конструктора;
умение соотнести название детали с ее видом;
знание простейших механизмов;
умение собрать простейшие механизмы (колесо и ось, передача
движения с помощью ремня или шестеренок, рычаг);
умение сочетать в одной модели разные простейшие механизмы;
умение самостоятельно по схеме собрать конструкцию,
сочетающую в себе до трех простейших механизмов;
умение применять знания о простейших механизмах для решения
простейшей конструкторской задачи;
представление о действиях простейших механизмов и области их
применения.
-
1.3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
Название блока, темы
Формы
Количество часов
Всего теория практика контроля/аттестации
1. Вводное занятие. ИТБ и ПБ.
Знакомство
с
деталями
конструктора.
Свободная
сборка
1
0,5
0,5
беседа
2. Рычаг. Качели.
1
0,5
0,5
наблюдение
3. Весы. Измерение объектов на
весах.
1
0,5
0,5
4. Садовая мини-тележка
1
наблюдение, просмотр
выполненной работы
0,5
0,5
наблюдение, просмотр
выполненной работы
5. Вертушка.
инструкции
Сборка
по
1
0,5
0,5
наблюдение, просмотр
выполненной работы
6. Мельница
1
0,5
0,5
наблюдение, просмотр
выполненной работы
7. Машинка зубчатой передаче
1
0,5
0,5
8. Пугало.
1
0,5
0,5
9. Вентилятор
1
0,5
0,5
10. Сборка по инструкции. Юла.
1
0,5
0,5
11. Вертолетик
1
0,5
0,5
12. Мост. Переправа через реку
1
0,5
0,5
13. Блок и ворот. Колодец
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
14. Совмещение
рычага
зубчатой
передачи
Хоккеист
15. Кораблик
и
90°.
наблюдение, просмотр
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
16. Червячная передача
1
0,5
0,5
17. Совмещение червячной и
зубчатой передачи.
18. Машинка. Измерение длины.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
19. Подъемный кран
1
0,5
0,5
наблюдение, просмотр
20. Ременная передача
1
0,5
0,5
21. Собака
1
0,5
0,5
22. Соревнования по стрельбе из
пистолета
23. Щипцы. Перетаскивание шин
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
24. Парковка: шлагбаум, гараж,
машина
25. Ручной миксер
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
26. Пушка
1
0,5
0,5
27. Рыбалка
1
0,5
0,5
28. Игрушка-вертушка
1
0,5
0,5
29. Моделирование историй
1
0,5
0,5
30. Моделирование историй
1
0,5
0,5
31. Моделирование историй
1
0,5
0,5
32. Моделирование историй
1
0,5
0,5
33. Моделирование историй
1
0,5
0,5
34. Моделирование историй
1
0,5
0,5
35. Итоговый контроль
1
0,5
0,5
36. Итоговый контроль
1
0,5
0,5
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
Презентация
выполненных работ
Презентация
выполненных работ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п
Название блока, темы
Формы
Количество часов
Всего теория практика контроля/аттестации
1. Вводное занятие. ИТБ и ПБ.
Знакомство
с
деталями
конструктора.
Свободная
сборка
2. Рычаг. Качели.
3. Весы. Измерение объектов на
весах.
4. Садовая мини-тележка
1
0,5
0,5
беседа
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
5. Вертушка.
инструкции
6. Мельница
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
7. Машинка зубчатой передаче
8. Пугало.
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
9. Вентилятор
1
0,5
0,5
10. Сборка по инструкции. Юла.
1
0,5
0,5
11. Вертолетик
1
0,5
0,5
12. Мост. Переправа через реку
1
0,5
0,5
13. Блок и ворот. Колодец
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
наблюдение
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
18. Машинка. Измерение длины.
1
0,5
0,5
19. Подъемный кран
20. Ременная передача
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
21. Собака
1
0,5
0,5
22. Соревнования по стрельбе из
пистолета
23. Щипцы. Перетаскивание шин
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
24. Парковка: шлагбаум, гараж,
машина
25. Ручной миксер
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Сборка
14. Совмещение
рычага
зубчатой
передачи
Хоккеист
15. Кораблик
по
и
90°.
16. Червячная передача
17. Совмещение червячной
зубчатой передачи.
и
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
26. Пушка
1
0,5
0,5
27. Рыбалка
1
0,5
0,5
28. Игрушка-вертушка
1
0,5
0,5
29. Моделирование историй
1
0,5
0,5
30. Моделирование историй
1
0,5
0,5
31. Моделирование историй
1
0,5
0,5
32. Моделирование историй
1
0,5
0,5
33. Моделирование историй
1
0,5
0,5
34. Моделирование историй
1
0,5
0,5
35. Итоговый контроль
1
0,5
0,5
36. Итоговый контроль
1
0,5
0,5
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
Презентация
выполненных работ
Презентация
выполненных работ
Планируемые результаты освоения курса
Планируемый результат первого года обучения:
знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных механизмов;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов.
уметь:
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели;
- применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
навыками работы с наборами;
Планируемый результат второго года обучения:
знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных механизмов и роботов;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов.
уметь:
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели;
- применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
навыками работы с различными наборами;
принимать участие в конкурсах и соревнованиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами работы с конструктором
Теория: Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с
составляющими конструктора.
Тема 2. Конструкция. Устойчивость и надежность конструкции
Теория: Понятие конструкции.
Практика: Типовые конструкции и объекты: башня, дом, мост.
Тема 3. Элементы анализа системы
Теория:
Понятие части и целого. Разбиение различных типовых
конструкций и объектов на части.
Практика: Весы, Катапульта, Кораблик, Колодец.
Тема 4. Рычаговые конструкции
Теория: Понятие рычага. Примеры применения рычагов.
Практика: Качели, Пистолет, Щипцы.
Тема 5. Колесо и ось
Теория: Понятие колеса и причины появления. Понятие оси. Способы крепления
колеса.
Практика: Машина, Вентилятор, Мельница, Вертолет.
Тема 6. Механическая передача
Теория:
Понятие шестерни. Применение шестерни в различных
конструкциях. Виды шестерней. Применение ремня как соединительного элемента.
Практика:
Вертушка, Пугало, Умная вертушка, Собака, Кран,
Измерительная машина.
Тема 7. Моделирование историй
Теория: Составные части истории. Основные правила сторителлинга.
Практика: Моделирование историй на следующие темы: «Зоопарк», «Космос»,
«Авиашоу», «Морское путешествие», «Гонки», «Футбол», «Хоккей».
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами работы с конструктором
Теория: Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с
составляющими конструктора.
Тема 2. Конструкция. Устойчивость и надежность конструкции
Теория: Понятие конструкции.
Практика: Типовые конструкции и объекты: башня, дом, мост.
Тема 3. Элементы анализа системы
Теория:
Понятие части и целого. Разбиение различных типовых
конструкций и объектов на части.
Практика: Весы, Катапульта, Кораблик, Колодец.
Тема 4. Рычаговые конструкции
Теория: Понятие рычага. Примеры применения рычагов.
Практика: Качели, Пистолет, Щипцы.
Тема 5. Колесо и ось
Теория: Понятие колеса и причины появления. Понятие оси. Способы крепления
колеса.
Практика: Машина, Вентилятор, Мельница, Вертолет.
Тема 6. Механическая передача
Теория:
Понятие шестерни. Применение шестерни в различных
конструкциях. Виды шестерней. Применение ремня как соединительного элемента.
Практика:
Вертушка, Пугало, Умная вертушка, Собака, Кран,
Измерительная машина.
Тема 7. Моделирование историй
Теория: Составные части истории. Основные правила сторителлинга.
Практика: Моделирование историй на следующие темы: «Зоопарк», «Космос»,
«Авиашоу», «Морское путешествие», «Гонки», «Футбол», «Хоккей».
Тема 8. Итоговый контроль
Практика: Открытое занятие. Оформление выставки, презентация работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами работы с конструктором
Теория: Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с
составляющими конструктора.
Тема 2. Конструкция. Устойчивость и надежность конструкции
Теория: Понятие конструкции.
Практика: Типовые конструкции и объекты: башня, дом, мост.
Тема 3. Элементы анализа системы
Теория:
Понятие части и целого. Разбиение различных типовых
конструкций и объектов на части.
Практика: Весы, Катапульта, Кораблик, Колодец.
Тема 4. Рычаговые конструкции
Теория: Понятие рычага. Примеры применения рычагов.
Практика: Качели, Пистолет, Щипцы.
Тема 5. Колесо и ось
Теория: Понятие колеса и причины появления. Понятие оси. Способы крепления
колеса.
Практика: Машина, Вентилятор, Мельница, Вертолет.
Тема 6. Механическая передача
Теория:
Понятие шестерни. Применение шестерни в различных
конструкциях. Виды шестерней. Применение ремня как соединительного элемента.
Практика:
Вертушка, Пугало, Умная вертушка, Собака, Кран,
Измерительная машина.
Тема 7. Моделирование историй
Теория: Составные части истории. Основные правила сторителлинга.
Практика: Моделирование историй на следующие темы: «Зоопарк», «Космос»,
«Авиашоу», «Морское путешествие», «Гонки», «Футбол», «Хоккей».
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами работы с конструктором
Теория: Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с
составляющими конструктора.
Тема 2. Конструкция. Устойчивость и надежность конструкции
Теория: Понятие конструкции.
Практика: Типовые конструкции и объекты: башня, дом, мост.
Тема 3. Элементы анализа системы
Теория:
Понятие части и целого. Разбиение различных типовых
конструкций и объектов на части.
Практика: Весы, Катапульта, Кораблик, Колодец.
Тема 4. Рычаговые конструкции
Теория: Понятие рычага. Примеры применения рычагов.
Практика: Качели, Пистолет, Щипцы.
Тема 5. Колесо и ось
Теория: Понятие колеса и причины появления. Понятие оси. Способы крепления
колеса.
Практика: Машина, Вентилятор, Мельница, Вертолет.
Тема 6. Механическая передача
Теория:
Понятие шестерни. Применение шестерни в различных
конструкциях. Виды шестерней. Применение ремня как соединительного элемента.
Практика:
Вертушка, Пугало, Умная вертушка, Собака, Кран,
Измерительная машина.
Тема 7. Моделирование историй
Теория: Составные части истории. Основные правила сторителлинга.
Практика: Моделирование историй на следующие темы: «Зоопарк», «Космос»,
«Авиашоу», «Морское путешествие», «Гонки», «Футбол», «Хоккей».
Тема 8. Итоговый контроль
Практика: Открытое занятие. Оформление выставки, презентация работ.
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Начало учебного года - 01.09.2021 г. Окончание учебного года – 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
Продолжительность учебного года -36 недель
Сроки и
продолжительность 1
четверти
Сроки и продолжительность осенних
каникул
Сроки и
продолжительность 2
четверти
Сроки и продолжительность зимних
каникул
Сроки и
продолжительность 3
с 01.09.2023 г. по 27.10.2023 г.
(количество учебных недель - 9)
с 28.10.2023 г. по 05.11.2023 г. (9
календарных дней)
с 07.11.2023 г. По 29.12.2023 г.
(количество учебных недель - 8)
с 30.12.2023 г. по 08.01.2024 г. (10
календарных дней)
с 09.01.2024 г. по 22.03.2024 г.
четверти
Сроки и
продолжительность
дополнительных каникул
Сроки и
продолжительность
весенних каникул
Сроки и
продолжительность 4
четверти
Сроки и
продолжительность
дополнительных каникул
Сроки и продолжительность
летних
каникул
Сроки промежуточной аттестации
(количество учебных недель - 11)
с 17.02.2024 г. по 25.02.2024 г. (9 дней)
c 23.03.2024 г. по 31.03.2024 г. (9
календарных дней)
с 01.04.2024 г. по 31.05.2024 г.
(количество учебных недель - 8)
c 02.05.2024 г по 05.05.2024 г
(4
календарных дня)
с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г. (92
календарных дня)
27.05.2024
Даты учебной недели
Даты учебной недели
Номер
учебно
Номер
й
учебной
недели
недели
1 01.09.2023 - 10.09.2023
13 04.12.2023 - 10.12.2023
2 11.09.2023 - 17.09.2023
14 11.12.2023 - 17.12.2023
3 18.09.2023 - 24.09.2023
15 18.12.2023 - 24.12.2023
4 25.09.2023 - 01.10.2023
16 25.12.2023 - 31.12.2023
5 02.10.2023 - 08.10.2023
17 09.01.2024 - 14.01.2024
6 09.10.2023 - 15.10.2023
18 15.01.2024 - 21.01.2024
7 16.10.2023 - 22.10.2023
19 22.01.2024 - 28.01.2024
8 23.10.2023 - 28.10.2023
20 29.01.2024 - 04.02.2024
9 06.11.2023 - 12.11.2023
21 05.02.2024 - 11.02.2024
10 13.11.2023 - 19.11.2023
22 12.02.2024 - 18.02.2024
11 20.11.2023 - 26.11.2023
23 19.02.2024 - 25.02.2024
12 27.11.2023 - 03.12.2023
24 26.02.2024 - 03.03.2024
Даты учебной недели
Номер
учебной
недели
25 04.03.2024 - 10.03.2024
26 11.03.2024 - 17.03.2024
27 18.03.2024 - 23.03.2024
28 01.04.2024 - 07.04.2024
29 08.04.2024 - 14.04.2024
30 15.04.2024 - 21.04.2024
31 22.04.2024 - 28.04.2024
32 29.04.2024 - 05.05.2024
33 06.05.2024 - 12.05.2024
34 13.05.2024 - 19.05.2024
35 20.05.2024 - 26.05.2024
36 27.05.2024 - 31.05.2024
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным директором.
1 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
Учебн
Наименование темы
Форма занятия
ые
занятия
недели
1.
1 Вводное занятие. ИТБ и
беседа
ПБ. Знакомство с деталями
конструктора. Свободная
сборка
2.
Рычаг. Качели.
практическое
занятие
3.
Весы. Измерение объектов практическое
на весах.
занятие
Количе
Формы
ство
контроля
часов
аттестации
1
беседа
1
наблюдение
1
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
4.
5.
4.
5.
Садовая мини-тележка
практическое
занятие
Вертушка. Сборка по
инструкции.
практическое
занятие
1
практическое
занятие
практическое
занятие
1
1
6.
6.
Мельница
7.
7.
Машинка зубчатой
передаче
8.
8.
Пугало.
практическое
занятие
1
9.
9.
Вентилятор
практическое
занятие
1
10.
10.
Сборка по инструкции.
Юла.
практическое
занятие
1
11.
11.
Вертолетик
практическое
занятие
1
12.
12.
Мост. Переправа через реку практическое
занятие
1
13.
13.
Блок и ворот. Колодец
практическое
занятие
1
14.
14.
Совмещение рычага и
зубчатой передачи 90°.
Хоккеист
практическое
занятие
1
15.
15.
Повторение пройденного
практическое
материала. Свободная тема занятие
сборки.
1
16.
16.
Кораблик
практическое
занятие
1
17.
17.
Совмещение червячной и
зубчатой передачи.
практическое
занятие
1
1
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
18.
18.
Машинка. Измерение
длины.
практическое
занятие
1
19.
19.
Подъемный кран
практическое
занятие
1
20.
20.
Ременная передача
практическое
занятие
1
21.
21.
Собака
практическое
занятие
1
22.
22.
Щипцы. Перетаскивание
шин
практическое
занятие
1
23.
23.
Парковка: шлагбаум, гараж, практическое
машина
занятие
1
24.
24.
Пушка
практическое
занятие
1
25.
25.
Рыбалка
практическое
занятие
1
26.
26.
Игрушка-вертушка
практическое
занятие
1
27.
27.
Зоопарк
практическое
занятие
1
28.
28.
Зоопарк
практическое
занятие
1
29.
29.
Космос
практическое
занятие
1
30.
30.
Космос
практическое
занятие
1
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
, наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
31.
31.
Авиашоу
практическое
занятие
1
32.
32.
Авиашоу
практическое
занятие
1
33.
33.
Морское путешествие
практическое
занятие
1
34.
34.
Морское путешествие
практическое
занятие
1
35.
35.
Гонки
практическое
занятие
1
36.
36.
Аттестация
открытое
занятие выставка
1
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
творческий
проект
2 год обучения
№
п/п
1.
2.
Учебн
Наименование темы
ые
занятия
недели
1. Вводное занятие. ИТБ и
ПБ. Знакомство с деталями
конструктора. Свободная
сборка
2. Рычаг. Качели.
Форма занятия
Количество
часов
беседа
1
Формы
контроля
аттестации
беседа
практическое
занятие
Весы. Измерение объектов практическое
на весах.
занятие
1
наблюдение
1
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
наблюдение,
3.
3.
4.
4.
Садовая мини-тележка
практическое
занятие
1
5.
5.
Вертушка. Сборка по
инструкции.
практическое
занятие
1
6.
6.
Мельница
1
7.
7.
Машинка зубчатой
практическое
занятие
практическое
1
передаче
занятие
8.
8.
Пугало.
практическое
занятие
1
9.
9.
Вентилятор
практическое
занятие
1
10.
10. Сборка по инструкции.
Юла.
практическое
занятие
1
11.
11. Вертолетик
практическое
занятие
1
12.
12. Мост. Переправа через реку практическое
занятие
1
13.
13. Блок и ворот. Колодец
практическое
занятие
1
14.
14. Совмещение рычага и
зубчатой передачи 90°.
Хоккеист
практическое
занятие
1
15.
15. Повторение пройденного
практическое
материала. Свободная тема занятие
сборки.
1
16.
16. Кораблик
практическое
занятие
1
17.
17. Совмещение червячной и
зубчатой передачи.
практическое
занятие
1
18.
18. Машинка. Измерение
длины.
практическое
занятие
1
19.
19. Подъемный кран
практическое
занятие
1
20.
20. Ременная передача
практическое
1
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
занятие
21.
21. Собака
практическое
занятие
1
22.
22. Щипцы. Перетаскивание
шин
практическое
занятие
1
23.
23. Парковка: шлагбаум, гараж, практическое
машина
занятие
1
24.
24. Пушка
практическое
занятие
1
25.
25. Рыбалка
практическое
занятие
1
26.
26. Игрушка-вертушка
практическое
занятие
1
27.
27. Зоопарк
практическое
занятие
1
28.
28. Зоопарк
практическое
занятие
1
29.
29. Космос
практическое
занятие
1
30.
30. Космос
практическое
занятие
1
31.
31. Авиашоу
практическое
занятие
1
32.
32. Авиашоу
практическое
занятие
1
33.
33. Морское путешествие
практическое
занятие
1
просмотр
выполненной
работы
, наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
34.
34. Морское путешествие
практическое
занятие
1
35.
35. Гонки
практическое
занятие
1
36.
36. Аттестация
открытое
занятие выставка
1
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
/наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
творческий
проект
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на детей 6,5 – 9 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы стартовый. Программа предполагает минимальную
сложность предлагаемого для освоения материала.
Наполняемость группы - от 7 до 10 человек.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических
принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса)
- принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения
детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор
практических заданий ведется с учетом природных задатков, интересов,
потребностей, индивидуальных особенностей детей и экономических
возможностей семей);
- принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми
годами обучения);
- принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности).
Режим работы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 («Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи") на всех этапах обучения следующий:
- занятия проводятся 1 раз в неделю;
- продолжительность каждого занятия - 1 час;
Общий объем часов: 36 в год, общий объем программы 72 часа.
Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости).
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
формы контроля освоения программы. Виды, формы и методы
контроля, а также цель и время их проведения указаны в таблице.
Виды контроля,
сроки
Содержание
Текущий (в течение
Выявление ошибок и успехов в
всего
учебного освоении материала
года)/коррекционн
ый
Формы/ методы контроля
наблюдение,
просмотр
выполненной работы
Итоговый
(аттестация)
конец 1-го
полугодия
отслеживание динамики,
презентация творческой
прогнозирование результативности работы, проекта
дальнейшего обучения
определение
уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по
конец всего курса
окончании всего курса
обучения
обучения по
программе
презентация творческой
работы, проекта
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации через механизм открытых занятий. Сроки проведения аттестации
(предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия и предпоследняя учебная
неделя 2-го полугодия) устанавливаются администрацией образовательного
учреждения и фиксируются в его общем учебном плане.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего уровня
усвоения программного материала по итогам текущего контроля образовательной
деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Лего Плюс. Элементарное конструирование» по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие формы
определения результативности освоения программы:
беседа;
практическая
работа обучающихся
по
применению
изученных методов, рефлексия;
выполнение
творческого задания с
применением освоенных
методов в реализации собственных проектов, рефлексия.
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика
развития обучающихся по основным критериям:
осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
соответствие уровня подготовки программным требованиям;
соответствие уровня развития таких показателей, как умение построить
простейший механизм, программным требованиям;
творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения
работать в команде.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по следующим
параметрам и критериям:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности
на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и их
выполнение в поведении);
- познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
- регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);
- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
-
2.3 Технологии, методы, формы, средства обучения
Характеристика образовательного процесса
В основе развивающего курса «Легоконструирование» лежит целостный образ
окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся.
Конструирование как развивающий курс является комплексным и интегративным по
своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами
начальной школы. Занятия ЛЕГО главным образом направлены на развитие
конструкторских способностей.
Набор «Простые механизмы" и комплект заданий позволят ученикам
почувствовать себя юными учеными и инженерами, помогут им понять принципы работы
простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Разработанные
материалы способствуют созданию в классе мотивирующей атмосферы, позволяющей
развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и
командной работы. На занятиях ученики получают первый опыт научного подхода к
исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и
критический анализ.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и
фантазировать,
увлечённо
работая
и
видя
конечный
результат.
Для реализации программы развивающего курса «Легоконструирование» школа
приобрела комплекты конструкторов LEGO DAKTA 1030 «Простые механизмы», где
содержится оборудование, позволяющее ставить перед детьми соответствующие
«научные» задачи, так что они имеют возможность ощутить себя юными учеными,
инженерами и конструкторами. Все комплекты полностью соответствуют
индивидуальным возможностям каждого учащегося и способствуют успешному
обучению.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация
максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный
характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих,
обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его
деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие
поиски.
Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные
действия.
Каждый раздел программы включает в себя 3 части: исследование простых
механизмов и конструкций, конструирование моделей, основные понятия.
Вводная часть знакомит с особенностями программы, с планом деятельности, с
техникой безопасности, с правилами поведения в классе, с расписанием занятий. В неё
входит знакомство воспитанников друг с другом, с педагогом.
Конструирование включает в себя изучение нижеперечисленных предметов.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным
развитием ребенка. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется
развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с
предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать
в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по
замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо
внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале,
который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных
развивает творческие способности.
В ходе занятий развивается умение работать в паре, в группе, раскрываются
творческие способности, повышается мотивация к обучению. Обучение происходит
особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного
продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам
строит, используя свои знания, а учитель лишь консультирует его.
Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и
точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию,
изучают принципы работы многих механизмов. Цель первого раздела заключается в том,
чтобы познакомить учащихся с профессией инженера: изучение понятий конструкции и
ее основных свойствах, элементов механики.
Моделирование включает в себя несколько этапов - первый этап (постановка
задачи): описание объекта моделирования и уяснение конечных целей моделирования.
«Конструирование модели начинается со словесно-смыслового описания объекта. Второй
этап (модель): построение и исследование модели. Третий этап (эксперименты с
моделью): разработка плана экспериментирования с моделью и выбор технологии
проведения экспериментов.
Цель второго раздела состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою
идею, спроектировать ее технически, реализовать ее в виде модели, способной к
функционированию.
Мероприятия познавательно-воспитательного характера - знакомство и беседа
с учащимися, экскурсии в выставочные работы. Знакомство с творческими работами
обучающихся прошлых лет. Встречи с интересными людьми. Организация родительских
собраний и выходы на специализированные выставки.
Основные понятия – знакомство с основными принципами механики, элементами
физических понятий.
I. По подходу к ребенку:
Личностно-ориентированные технологии
II. По преобладающему (доминирующему) методу:
1. Репродуктивные
Объяснительно – демонстрационные (объяснение, рассказ, беседа, лекция,
иллюстрация, демонстрация).
2. Игровые
3. Технологии коллективного творческого воспитания И.П. Иванова посредством
коллективных творческих дел.
Ш. По организационным формам:
1. Индивидуальная технология обучения
2. Групповые технологии
3. Технология КСО (коллективный способ обучения)
IV. По категории обучающихся:
1. Массовая технология – рассчитана на усредненного ученика.
2. Технологии работы с особыми детьми: трудными воспитанниками, одаренными
детьми. Курс дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и
экспериментальной деятельностью, позволяет сочетать образование, воспитание и
развитие учащихся в режиме игры (учиться и обучаться в игре), способствует
формированию познавательных действий, становлению сознания, развитию воображения
и творческой активности, В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательном
учреждении.
Педагогической психологией введён основной закон усвоения материала:
воспринять, осмыслить, запомнить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя
исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они
взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, а осмысление – запоминанием.
Без целеустремлённости, выдержки, настойчивости со стороны ребёнка и педагога
невозможно добиться силы и выносливости, которые так необходимы при выработке
умений и навыков.
2.4 Методическое обеспечение
Общая характеристика педагогического процесса
Программа предусматривает проведение занятий, включающих в себя следующие
компоненты:
- теоретическая часть;
- конструирование;
- состязание.
Методы обучения определяются возрастными особенностей обучающихся. В
основном на занятии используются игровые технологии. Теоретическая часть не
превышает 5 минут, занятие предполагает периодическую смену видов деятельности.
Обсуждение темы занятия проходит в форме беседы с элементами сторителлинга
(создания историй), дети задают вопросы педагогу, друг другу и отвечают на них.
1. Методические рекомендации – Научно – методический журнал «ИНФО».
2. Поурочные разработки – Михеева О.В., Якушкин П.А. «Наборы LEGO» в
образовании.
3. Технологическое образование. Курс «Конструирование и технология» в
национальной учебной программе Великобритании.
4. Концепция LEGO Dakta.
5. Пособия и разработки Lego education
6. Книга для учителя LEGO DAKTA 1030 «Простые механизмы» и технологические
карты№20
2.5. Материально-техническое обеспечение
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Оборудование
Учебный класс
Конструкторы: LEGO DAKTA 1030 «Простые
механизмы»
- инструкции по сборке простых механизмов,
включая инструкции для принципиальных и
основных моделей, а также 179 ЛЕГО-детали,
включая разделитель деталей
- аккумулятор с 6 батарейками
- электрический мотор ЛЕГО
Интерактивная доска.
Персональный компьютер
Количество
1
10
20
6
6
1
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических 1
материалов, пособий и др.
Ученические столы с комплектом стульев
10
Специальная литература
Образовательный материал (фото, видео)
2.6. Рабочая программа воспитания
На современном этапе важными приоритетами государственной политики
становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение
учащихся в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение
престижа научно-технических профессий. В связи с утверждением в Свердловской
области комплексной программы «Уральская инженерная школа», нацеленной на
формирование и развитие у детей интереса к техническому творчеству и инженерным
дисциплинам в МАОУ Гимназия 210 Корифей внедрен курс Легоконструирование и
основы робототехники. Воспитательные задачи курса направлены на формирование
эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи, коммуникативных способностей (умение
работать в группе и в парах), самостоятельности, а так же направленны на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего; расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий. Организованные, на базе школьного детского лагеря, проекты в рамках курса
способствуют развитию – чувства гордости за свои разработки, идеи. Совместное с
педагогом изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, формирует
уверенность и активность личности. Гордость за соотечественников, чьи разработки и
технические достижения признаны, чьи разработки и самоотверженный труд приближали
победу в ВОВ. Чувство сопричастности, активную жизненную позицию формируют
успехи, связанные с участием в конкурсах и соревнованиях
Анализ мнений родителей по внедрению LEGO-конструирования и робототехники
в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного
направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего
ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать
свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком,
способным к саморазвитию.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой
личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
средствами леготехнологии.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
развивать
индивидуальные
творческие
технические
способности
обучающихся;
формировать гражданско-патриотические качества личности;
воспитывать желание и стремление обучающихся к самопознанию,
самовоспитанию, самосовершенствованию;
формировать культуру здоровья;
воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию,
нравственные качества личности;
воспитывать чувство уважения к родителям, семье;
воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению,
традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству;
воспитывать
ответственность,
самостоятельность,
добросовестное
отношение к учебной и трудовой деятельности;
формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей
Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами.
Программа предусматривает:
воспитание и формирование норм поведения, необходимых обучающимся в
быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе;
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в
обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и
близкими, а также с другими людьми;
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего
восприятия ценностей;
посещение выставок;
участие в фестивалях, конкурсах;
воспитание внешней культуры воспитанника, умения сохранять свою
индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач:
изучение
психологических
особенностей
учащихся
(наблюдение,
индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями).
тематические занятия;
дискуссии, диспуты;
ролевые, деловые, образовательные игры;
экскурсии, воспитательные мероприятия внутри гимназии 210 «Корифей»;
участие в конкурсах; проектные игры;
организация совместных праздников детей и родителей.
В связи с тем, что в процессе воспитания особое внимание отводится сохранению и
укреплению здоровья детей, поэтому в программе особо выделяются здоровье
сберегающие технологии, используемые в процессе воспитательной работе.
Тип.
Технологии
гигиенически
обеспечения
оптимальных
Содержание деятельности.
1. Благоприятная температура и влажность воздуха в
помещении
условий
проведения
образовательного процесса.
Технологии
правильной
организации
образовательного
процесса.
2. Правильное освещение рабочего места.
Психолого-педагогические
технологии.
1. Снятие
эмоционального
напряжения.
Использование игровых технологий, оригинальных
заданий и задач.
2. Создание
благоприятного
психологического
климата на занятиях.
3. Использование
технологии
проектной
деятельности, дифференцированного обучения,
обучения в сотрудничестве, разнообразные
игровые технологии.
Расписание, составлено с учётом интересов
здоровья учащихся, в соответствии с СанПиН.
2. Организация физической активности на занятиях.
1.
2.7 Календарный план воспитательной работы.
№
1.
2.
3.
4.
Мероприятия
Сро
к
Беседа о инженерно-технических новинках, созданных сентябрь
в России.
Знакомство с программами инженерных конкурсов на октябрь
2021-2022 учебный год. Какие научно-технические
выставки можно посетить.
Виртуальная
экскурсия
“Екатеринбург
– ноябрь
промышленный”
Новогодний городок. Проект оформления главной декабрь
площади города.
5.
Фотовыставка работ современной военной
посвященная “Дню защитника отечества”
6.
Выставка работ к
Международному женскому дню
7.
Ознакомление
с
предстоящими апрель
курсами легоконструирования в следующем году.
Выставка работ военной техники периода ВОВ май
посвященная “Дню Победы”
8.
техники февраль
март
Модель выпускника курса легокоструирование
Показателем результативности воспитательной программы является модель
выпускника со сформированными личностными качествами:
1.
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей
перед государством и обществом.
2.
Формирование стойкой патриотической позиции.
3.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение
к общечеловеческим ценностям.
4.
Воспитание потребности в духовном обогащении.
5.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения,
чувственное восприятие мира.
6.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Основные компоненты
творческих способностей
1.Мотивационно-ценностный
2.Образное мышление
3.Познавательный интерес
4.Качество личности
Диагностические признаки
1.Интерес к технической деятельности.
2.Ценностное отношение к занятиям по лего.
3.Стремление овладеть инженерным делом.
1.Способность самому вникать в технические
инструкции.
2.Способность пространственно мыслить.
3.Способность самому создавать технический план.
1.Доминантные:
трудолюбие,
настойчивость,
целеустремлённость, сила воли.
2.Ориентирован
на
нравственные,
общечеловеческие
ценности
и
гуманное
взаимодействие с окружающей средой.
3.Стремится к творческой самореализации.
4.Имеет
потребность
в
постоянном
самосовершенствовании.
5.Имеет сформированный образ «Я».
6.Характеризуется
развитыми
общими
и
специальными способностями.
7.Развиты коммуникативные способности.
2.8. Работа с родителями
Воспитание ребенка в образовательном учреждении и воспитание в семье – это
единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень
важно с первого года обучения и воспитания детей в хореографическом коллективе
сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Цель:
Организация тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением,
установление единой педагогической позиции.
Задачи:
Повышение педагогической культуры родителей.
Привлечение родителей к сотрудничеству, предоставить им возможность стать
активными участниками деятельности коллектива.
Изучение творческих возможностей семей.
Организация совместного творчества детей и родителей.
Распространение новостей и пропаганда идей, связанных с развитием
инновационных процессов в дополнительном образовании;
Привлечение родителей к активному участию в общественной жизни
Коллектива «Mix dance»;
изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности
образовательной деятельностью.
Решение этих задач реализуется через следующие формы работы:
общешкольные и классные родительские собрания;
участие родителей в жизни хореографического коллектива;
организация консультаций для родителей;
ежегодные отчеты перед родителями и учителями гимназии о результатах
работы за год;
открытые уроки и концертные мероприятия для родителей;
мероприятия, организуемые и проводимые для родителей, учеников и учителей;
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 2006. - 40
с.
2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. - М., 2001. - 88 с.
3.Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении
школьников. М., 2006. - 45 с.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. - М., 2003. - 96 с.
6. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А.
Якушкин // Информатика и образование. - 2006. - №6. - С. 54-56.
7. Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика =
LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. - 2006. - №3.
- С.137-140.
СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
Ермолина Татьяна Вячеславовна,
педагог дополнительного образования МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» г.
Екатеринбурга
Образование: высшее, Уральский государственный педагогический университет
Квалификационная категория: высшая
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Легоконструирование» адресована обучающимся 6,5-9 лет и рассчитана на 2 года
обучения (72 часа).
Цель программы – Развитие обще учебных навыков учащихся 1-2 классов с
помощью конструирования и моделирования на базе конструктора «Lego».
Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира
через его собственную творческую предметную деятельность.
Программа предполагает последовательное прохождение двух ступеней обучения в
возрастных группах:
Первый год обучения - возраст обучающихся – 6,5-7 лет;
Второй год обучения возраст обучающихся – 7-9 лет;
Программа рассчитана на 2 года, по одному часу в неделю, занятия проводятся в
форме заданий по образцу (с использованием инструкции), творческого моделирования
(создание модели), выставок творческих работ, соревнований.
Содержание всего курса обучения включает в себя освоение двух взаимосвязанных
модулей.
В основе развивающего курса «Легоконструирование» лежит целостный образ
окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся.
Конструирование как развивающий курс является комплексным и интегративным по
своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами
начальной школы. Занятия ЛЕГО главным образом направлены на развитие
конструкторских способностей.
Набор «Простые механизмы" и комплект заданий позволят ученикам
почувствовать себя юными учеными и инженерами, помогут им понять принципы работы
простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Разработанные
материалы способствуют созданию в классе мотивирующей атмосферы, позволяющей
развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и
командной работы. На занятиях ученики получают первый опыт научного подхода к
исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и
критический анализ.