Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 210 «Корифей»
Принято:
Педагогический совет
МАОУ Гимназия № 210 «Корифей»
Протокол от 28.08.2023 № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Гимназия №210 «Корифей»
________________________/ Бабетов А.А. /
Приказ 01 сентября 2023 г. № № 57/42-О
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательная информатика»
направленность – техническая
возраст обучающихся 6,5 – 8 лет
срок реализации – 1 год
уровень - базовый
г. Екатеринбург, 2023
№
1.
1.1
1.2.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Содержание
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Учебный план. Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Формы аттестации. Оценочные материалы
Технологии, методы, формы, средства обучения
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы.
Работа с родителями
Стр.
3
6
8
11
12
13
14
15
16
16
2
1. Комплекс основных характеристик образования
1.1.Пояснительная записка
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту
работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если
навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем
месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки
детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо
развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта,
выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых
схем, структур и моделей).
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
«Занимательная информатика» раскрывает для младших школьников мир компьютерной
техники.
Направленность программы – техническая.
Уровень освоения программы – базовый.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196";
Письмо
Минобрнауки
России
Методические
рекомендации
по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Устав ОО;
Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназия № 210
«Корифей».
Актуальность дополнительной образовательной программы
Данная программа является актуальной и целесообразной т.к. сегодня компьютер
становится привычным средством познания мира и перестает быть роскошью. ПК
открывает детям новые возможности, которых просто не было в традиционном
3
образовании, в современном мире компьютер становится основным средством получения
информации и общения.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением
таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях
деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
применение формальной логики при решении задач — построение выводов
путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”,
“или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
алгоритмический подход к решению задач — умение планирования
последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения
широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а
описание последовательности действий;
системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора
более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для
функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной
части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не
действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять
общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами;
умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним
делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой:
знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной
стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на
ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них
предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в
контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных
знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с
общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали”
(поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные
догадки, развитие творческого воображения и др.).
Задачи:
развить
умение проведения анализа действительности для построения
информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системноинформационного языка;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с
общими приемами решения задач.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе
связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих
для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой
стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном
образовании является важным элементом формирования универсальных учебных
действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его
результативность.
4
Программа предназначена для детей: 6,5-8 лет.
Срок реализации - 1 год.
Количество учебных часов в год- 36.
Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу с гимнастикой для зрительного
аппарата. Для учащихся 6,5-10 лет, согласно СанПин, продолжительность занятий с
использованием компьютерной техники составляет не более 60 минут в неделю,
поэтому на занятиях в обязательном порядке должны чередоваться виды и формы
деятельности (игровые упражнения, работа в тетрадях, беседы, диспуты и т.д.) во
избежание физических перегрузок.
Условия набора - желание ребёнка.
Наполняемость учебной группы - 8-15 человек.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Личностные
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к
познанию и творчеству;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной творческой
деятельности;
осознание возможностей самореализации средствами различных форм
творческой деятельности;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность.
Метапредметные
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и выводы.
Предметные
К основным предметным результатам изучения курса относятся умения
обучающихся:
находить лишний предмет в группе однородных;
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать
названия этим группам;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,
число элементов и т. д.);
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества
по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух
признаков;
называть последовательность простых знакомых действий;
5
приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
определять множества, сравнивать множества;
выделять подмножества в множестве;
отличать заведомо ложные фразы;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры
высказываний, определять истинные и ложные высказывания
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.
Способы проверки результата: педагогическое наблюдение, тестирование и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы - тестирование после
прохождения темы.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения практических заданий.
Формы обучения по программе: очная, в очной форме с применением
дистанционных образовательных технологий, электронных средств обучения.
Форма организации деятельности учащихся:
групповая - организация работы в группе;
индивидуально-групповая - чередование индивидуальных и групповых
форм работы;
в подгруппах - выполнение заданий малыми группами;
в парах - организация работы по парам;
индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем,
репетиции.
Данная программа, а также любой раздел учебно-тематического плана может
быть реализован с использованием дистанционных образовательных технологий и
электронных средств обучения.
1.2 Учебный план
№ п/п
Название блока, темы
1. ТБ и Правила поведения в
компьютерном классе Цвет
предметов
2. Цвет предметов. Палитра
графического редактора Paint
3. Форма предметов. Paint. Рисуем
с помощью форм
4. Размер предметов. Paint.
Изменяем размер фрагмента
5. Название предметов.
Клавиатурный тренажер
6. Название предметов. Текстовый
редактор Word. Делаем надписи
7. Состав предметов. Paint.
Перемещаем выделенный
фрагмент
8. Понятия "равно", "не равно".
Количество часов
Формы
Всего теория практика контроля/аттестации
1
0,2
0,8
беседа
1
0,2
0,8
наблюдение
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
1
0,2
0,8
наблюдение, просмотр
6
9.
Paint. Копируем выделенный
фрагмент
Понятия "больше", "меньше".
Интерактивное задание
Понятия "вверх", "вниз", "
вправо", "влево".
Интерактивная игра
Действия предметов. Word.
Пишем на компьютере
Последовательность событий.
Paint. Перемещаем фрагменты
Порядок действий.
Интерактивное задание
Обобщающий урок по теме
"Алгоритмы"
Заключительное повторение.
Paint. Новогодняя открытка
Цифры. Клавиатурные
тренажер. Клавиши с цифрами
Возрастание, убывание
выполненной работы
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
наблюдение, просмотр
выполненной работы
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
18. Возрастание, убывание.
Интерактивное задание
19. Множество. Элементы
множества. Интерактивное
задание
20. Способы задания множеств.
Интерактивное задание
21. Сравнение множеств.
Интерактивное задание
22. Отображение множеств.
Интерактивное задание
23. Paint. Открытка к 23 февраля
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
24. Кодирование. Практическая
работа
25. Word. Грамота для мамы
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
26. Симметрия. Практическая
работа "Вертикальная
симметрия"
27. Симметрия. Практическая
работа "Горизонтальная
симметрия"
28. Отрицание. Word. Подбираем
антонимы
29. Понятия "истина" и "ложь".
Интерактивное задание "Верноневерно"
30. Понятия "дерево".
Интерактивное задание
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
наблюдение, просмотр
выполненной работы
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
1
0,2
0,8
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
7
31. Paint. Рисуем и пишем
поздравление к 9 мая
32. Графы. Интерактивное задание
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
33. Комбинаторика. Урок-игра
1
0,2
0,8
34. Решение логических задач
1
0,2
0,8
35. Paint. Рисуем на компьютере
1
0,2
0,8
36. Word. Редактируем текст
1
0,2
0,8
36
7,2
29,8
Итого
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
наблюдение, просмотр
выполненной работы
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Начало учебного года - 01.09.2023 г. Окончание учебного года – 31.05.2024 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
Продолжительность учебного года -36 недель
Сроки и
продолжительность 1
четверти
Сроки и продолжительность осенних
каникул
Сроки и
продолжительность 2
четверти
Сроки и продолжительность зимних
каникул
Сроки и
продолжительность 3
четверти
Сроки и
продолжительность
дополнительных каникул
Сроки и
продолжительность
весенних каникул
Сроки и
продолжительность 4
четверти
с 01.09.2023 г. по 27.10.2023 г.
(количество учебных недель - 9)
с 28.10.2023 г. по 05.11.2023 г. (9
календарных дней)
с 07.11.2023 г. По 29.12.2023 г.
(количество учебных недель - 8)
с 30.12.2023 г. по 08.01.2024 г. (10
календарных дней)
с 09.01.2024 г. по 22.03.2024 г.
(количество учебных недель - 11)
с 17.02.2024 г. по 25.02.2024 г. (9 дней)
c 23.03.2024 г. по 31.03.2024 г. (9
календарных дней)
с 01.04.2024 г. по 31.05.2024 г.
(количество учебных недель - 8)
8
Сроки и
продолжительность
дополнительных каникул
Сроки и продолжительность
летних
каникул
Сроки промежуточной аттестации
c 02.05.2024 г по 05.05.2024 г
календарных дня)
с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
календарных дня)
27.05.2024
Даты учебной недели
Даты учебной недели
Номер
учебно
Номер
й
учебной
недели
недели
1 01.09.2023 - 10.09.2023
13 04.12.2023 - 10.12.2023
2 11.09.2023 - 17.09.2023
14 11.12.2023 - 17.12.2023
3 18.09.2023 - 24.09.2023
15 18.12.2023 - 24.12.2023
4 25.09.2023 - 01.10.2023
16 25.12.2023 - 31.12.2023
5 02.10.2023 - 08.10.2023
17 09.01.2024 - 14.01.2024
6 09.10.2023 - 15.10.2023
18 15.01.2024 - 21.01.2024
7 16.10.2023 - 22.10.2023
19 22.01.2024 - 28.01.2024
8 23.10.2023 - 28.10.2023
20 29.01.2024 - 04.02.2024
9 06.11.2023 - 12.11.2023
21 05.02.2024 - 11.02.2024
10 13.11.2023 - 19.11.2023
22 12.02.2024 - 18.02.2024
11 20.11.2023 - 26.11.2023
23 19.02.2024 - 25.02.2024
12 27.11.2023 - 03.12.2023
24 26.02.2024 - 03.03.2024
(4
(92
Даты учебной недели
Номер
учебной
недели
25 04.03.2024 - 10.03.2024
26 11.03.2024 - 17.03.2024
27 18.03.2024 - 23.03.2024
28 01.04.2024 - 07.04.2024
29 08.04.2024 - 14.04.2024
30 15.04.2024 - 21.04.2024
31 22.04.2024 - 28.04.2024
32 29.04.2024 - 05.05.2024
33 06.05.2024 - 12.05.2024
34 13.05.2024 - 19.05.2024
35 20.05.2024 - 26.05.2024
36 27.05.2024 - 31.05.2024
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным директором.
№
п/п
Учебны
е недели
Наименование темы
занятия
Форма занятия
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
Размер предметов. Paint.
Изменяем размер фрагмента
Комбинированное
занятие
1
5.
5.
Название предметов.
Клавиатурный тренажер
Комбинированное
занятие
1
6.
6.
Название предметов.
Текстовый редактор Word.
Делаем надписи
Комбинированное
занятие
1
7.
7.
Состав предметов. Paint.
Перемещаем выделенный
Комбинированное
занятие
1
ТБ и Правила поведения в
Комбинированное
компьютерном классе. Цвет
занятие
предметов
Цвет предметов. Палитра
Комбинированное
графического редактора Paint занятие
Форма предметов. Paint.
Комбинированное
Рисуем с помощью форм
занятие
Количес Формы контроля
тво
аттестации
часов
1
беседа
1
наблюдение
1
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
9
фрагмент
8.
8.
Понятия "равно", "не равно". Комбинированное
Paint. Копируем выделенный занятие
фрагмент
1
9.
9.
10.
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
1
10.
Понятия "больше", "меньше".
Интерактивное задание
Понятия "вверх", "вниз", "
вправо", "влево".
Интерактивная игра
11.
11.
Действия предметов. Word.
Пишем на компьютере
Комбинированное
занятие
1
12.
12.
Последовательность событий. Комбинированное
Paint. Перемещаем фрагменты занятие
1
13.
13.
Порядок действий.
Интерактивное задание
Комбинированное
занятие
1
14.
14.
Обобщающий урок по теме
"Алгоритмы"
Комбинированное
занятие
1
15.
15.
Заключительное повторение. Комбинированное
Paint. Новогодняя открытка
занятие
1
16.
16.
Цифры. Клавиатурные
Комбинированное
тренажер. Клавиши с цифрами занятие
1
17.
17.
Возрастание, убывание
Комбинированное
занятие
1
18.
18.
Возрастание, убывание.
Интерактивное задание
Комбинированное
занятие
1
19.
19.
Множество. Элементы
множества. Интерактивное
задание
Комбинированное
занятие
1
20.
20.
Способы задания множеств.
Интерактивное задание
Комбинированное
занятие
1
21.
21.
Сравнение множеств.
Интерактивное задание
Комбинированное
занятие
1
1
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
10
22.
22.
Отображение множеств.
Интерактивное задание
Комбинированное
занятие
1
23.
23.
Paint. Открытка к 23 февраля
Комбинированное
занятие
1
24.
24.
Кодирование. Практическая
работа
Комбинированное
занятие
1
25.
25.
Word. Грамота для мамы
Комбинированное
занятие
1
26.
26.
Симметрия. Практическая
работа "Вертикальная
симметрия"
Комбинированное
занятие
1
27.
27.
Симметрия. Практическая
работа "Горизонтальная
симметрия"
Комбинированное
занятие
1
28.
28.
Отрицание. Word. Подбираем Комбинированное
антонимы
занятие
1
29.
29.
Понятия "истина" и "ложь".
Интерактивное задание
"Верно-неверно"
Комбинированное
занятие
1
30.
30.
Понятия "дерево".
Интерактивное задание
Комбинированное
занятие
1
31.
31.
Paint. Рисуем и пишем
поздравление к 9 мая
Комбинированное
занятие
1
32.
32.
Графы. Интерактивное
задание
Комбинированное
занятие
1
33.
33.
Комбинаторика. Урок-игра
Комбинированное
занятие
1
34.
34.
Решение логических задач
Комбинированное
занятие
1
35.
35.
Paint. Рисуем на компьютере
Комбинированное
занятие
1
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
11
36.
36.
Word. Редактируем текст
Комбинированное
занятие
1
наблюдение,
просмотр
выполненной
работы
2.2 Формы аттестации. Оценочные материалы
формы контроля освоения программы. Виды, формы и методы контроля, а также
цель и время их проведения указаны в таблице.
Виды контроля,
Содержание
Формы/ методы контроля
сроки
Текущий (в течение
Выявление ошибок и успехов в
всего
учебного освоении материала
года)/коррекционный
наблюдение,
просмотр
выполненной работы
Итоговый
(аттестация)
конец 1-го полугодия отслеживание динамики,
конец всего курса
прогнозирование результативности
обучения
дальнейшего обучения
определение
уровня
сформированности
знаний,
умений и навыков по окончании
всего
курса
обучения
по
программе
презентация творческой работы,
проекта
презентация творческой работы,
проекта
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении аттестации
через механизм открытых занятий. Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная
неделя 1-го полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном
плане.
Оценочные материалы
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие формы
определения результативности освоения программы:
беседа;
практическая
работа обучающихся
по
применению
изученных методов, рефлексия;
выполнение творческого задания с применением освоенных методов в
реализации собственных проектов, рефлексия.
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика
12
развития обучающихся по основным критериям:
осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
соответствие уровня подготовки программным требованиям;
соответствие уровня развития таких показателей, как умение построить
простейший механизм, программным требованиям;
творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения
работать в команде.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по следующим
параметрам и критериям:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности на
занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении);
- познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
- регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);
- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
2.3 Технологии, методы, формы, средства обучения
Программа рассчитана на детей 6,5 – 9 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы стартовый. Программа предполагает минимальную
сложность предлагаемого для освоения материала.
Наполняемость группы - от 7 до 15 человек.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических
принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса)
- принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения
детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор практических
заданий ведется с учетом природных задатков, интересов, потребностей, индивидуальных
особенностей детей и экономических возможностей семей);
- принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми
годами обучения);
- принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности).
Режим работы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 («Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи") на всех этапах обучения следующий:
- занятия проводятся 1 раз в неделю;
- продолжительность каждого занятия - 1 час;
Общий объем часов: 36 в год.
Форма обучения: очная, дистанционная (при необходимости).
13
2.4 Методическое обеспечение
Для реализации данной образовательной программы необходимо определённое
методическое обеспечение:
Для успешного овладения содержанием образовательной программы сочетаются
различные формы, методы и средства обучения. Для развития фантазии и творческих
способностей у детей проводятся занятия, на которых они создают авторские работы по
собственному замыслу, на основании приобретённых знаний и навыков. (Создание
поздравительных открыток, тематических буклетов, объявлений, ребусов, кроссвордов,
авторских презентаций, рефератов) Большинство учебных занятий проводится в форме
практических занятий, бесед, тематических праздников и викторин.
Формы обучения:
Коллективная
Групповая
Индивидуальная
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Практический
Контроль и самоконтроль.
Формы проведения учебного занятия:
Комбинированный.
Закрепление и повторение.
Закрепление умений и навыков.
Ознакомление с новым материалом.
Обобщение и систематизация.
Проверка знаний.
Инновационные технологии:
Здоровье сберегающие технологии;
Создание ситуации успеха;
Технология развивающего обучения;
Технология личностно-ориентированного обучения
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует
требованиям материального и программного обеспечения, оборудован согласно правилам
пожарной безопасности. Учебное помещение находится на базе МБОУ «СОШ №10» ЕМР
РТ и соответствует требованиям СанПиНа.
2.5. Материально-техническое обеспечение
1.
Наличие компьютерного класса.
2.
Наличие программного обеспечения на ПК.
3.
Наличие выхода в Интернет.
Помещение для занятий должно соответствовать требованиям санитарногигиенических норм и правил по технике безопасности.
Необходимое оборудование
Столы
Стулья
Компьютеры
14
Сканер
Принтер
Колонки
Мультимедиа проектор
Экран
Микрофон
Цифровой фотоаппарат
Дисковые накопители, флэшки.
Список литературы для педагога
1. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных
классах. // Информатика и образование. - 2001. - 2. - С. 86-93.
2. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и
образование. - 2001. -№8 - С. 14-17.
3. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика
и образование. - 2006. -№6. - С.77 - 87.
4. ЕфимоваО. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч.
пособие / О. Ефимова, В. Морорзов, Н.Угринович. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF,
2003. - 424с.
5. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и
образование. - 2006. -5. - С. 8-13.
6. Информатика. Программы для начальной школы: 2 - 4 классы / Н.В. Матвеева,
М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 133 с. : ил. - (Программы и
планирование).
7. Информатика: рабочая тетрадь для 3-4 класса: в 2 ч. Ч.1, Ч.2/ Н.В. Матвеева,
Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 56 с. : ил.
8. Информатика: учебник для 3-4 класса: в 2 ч. Ч.1, Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н
Челак, Н. К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 80 с. : ил.
Образовательные ресурсы Интернет
1. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) Единой коллекции к учебнику Н.В.
Матвеевой и др. «Информатика» 3-4 класс.
2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» на сайте: http://schoolcollection.edu/ru.
Общие образовательные сайты:
1. www.edu.ru федеральный портал Российское образование
2. www.school-collection.edu.ru
3. www.school.edu.ru
4. www.mon.tatar.ru
5. www.kidsworld.ru дополнительное образование детей
6. www.gorski.ru/index.html международная академия дополнительного образования
Электронные библиотеки:
1. ru.wikipedia.org Википидия
2. www.bibliotekar.ru/index.htm электронная библиотека по искусству
3. www.solnet.ee портал «Солнышко»
4. www.1september.ru издательский дом «Первое сентября»
5. www.eidos.ru/index.htm центр дистанционного образования детей
15
Список литературы для обучающихся и родителей
1.
Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2012.
2.
Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМАПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
3.
Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2010г
4.
Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
5.
Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в
PowerPoint.
2.6 Рабочая программа воспитания
Центральное место в школе занимает интеллектуальное образование, которое
состоит в развитии познавательных сил и способностей школьников, их творческого ума,
в вооружении детей определенным объемом систематических знаний, в развитии
познавательных интересов и потребностей, в привитии культуры умственного труда.
Воспитательная система приобретает новое качественное состояние, представляет
сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом
жизни, гуманными отношениями, реализуемое через разнообразную творческую
практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для
совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения знаний;
позволяет расширить общее образование путем реализации дополнительных развивающих
образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования происходит
в рамках следующих выбранных учащимися видов деятельности
2.7 Календарный план воспитательной работы
№
Направления
воспитательной
деятельности
Мероприятия
Формирование общей
культуры учащихся,
Духовно-нравственное
воспитание
6.
Педагоги
Календарные праздники (день В течение
учебного дополнительного
матери, новогодний карнавал,
образования
масленица, международный день года
танца и т.д.).
Ответственный
Сроки
2.8 Работа с родителями.
№ п\п
Мероприятия.
1.
Родительские собрания.
2.
Консультации по личным вопросам.
3.
Привлечение помощи и участия в
совместных мероприятиях.
Анкетирование.
4
Основные задачи.
Осветить органные вопросы обучения и план
работы на текущий период. Отчёт по итогам
обучения, подведение итогов.
Способствовать решению организационных,
психологических, общеучебных вопросов.
Способствовать формированию общих интересов
родителей и детей.
Диагностика интересов, потребностей, степени
удовлетворённости качеством и средствами
обучения.
16
17